Транс-Кавказ III

Через горы к морю! Июль 2015г.
"ТРАНС-КАВКАЗ" часть третья --->>>

Псебай - Малые Бамбаки - Сундуки - Ачишбок (Воротины , Чёртовы Ворота) - хребет Агиге - гора Дзювя - хребет Солонцовый - Бамбаки - Бамбакские озёра - река Челепсы - озеро Джуга - вершина Джуга Восточная - перевал Аспидный - хребет Аспидный  - истоки реки Грустной - озеро Грустное  - хребет Уруштен -долина реки Синей - лагерь Холодный - перевал Псеашхо - Карниз Бзерпи - перевал Медвежьи Ворота - хребет Псекохо - Красная Поляна.

 

День шестой

Теперь, когда наша четверка отделилась от основной группы, а я становился проводником этой небольшой компании, основные решения по планированию дневных переходов возлагались на меня. Накануне я распорядился всем выспаться вдоволь, поэтому сам вылез из палатки, когда ближайшие склоны уже ярко освещались солнцем.

Не торопясь, мы поели, собрались в путь. Нам предстояло почти целый день двигаться по тому же пути, по которому мы шли накануне, но только в обратном направлении. В довольно медленном темпе, не убегая друг от друга, мы возвращались по вчерашней тропе. Я всё посматривал на склоны по другую сторону реки Китайка, надеясь разглядеть нашу основную группу, взбирающуюся на гору. Но их не было видно.

Долина Китайки и ледник Воробьёва
Всё время приходилось помнить, что за мной идут люди с травмированными ногами, и каждый шаг доставляет им ужасную боль. Я очень старался отыскать на этом траверсе комфортную тропу, но, к сожалению, это не всегда удавалось, и какую-то часть пути приходилось идти по тропе с высокими кочкам под подошвами. Медленно, но верно мы накручивали метры нашего сегодняшнего запланированного перехода. Вот и закончился траверс; теперь нам предстоял подъём на вчерашний перевал – благо, погода стояла хорошая. Наверху, на перевале стояли благородные олени с огромными рогами, с любопытством глядя вниз на нас.
Подъём давался очень тяжело, Сергей и Татьяна стискивали зубы от боли. Шли серпантином, потихоньку набирая высоту. В эти самые минуты Сергею пришла в голову мысль снять жесткие ботинки и переобуться в пляжные тапочки, в которых обычно он ходит по лагерю во время стоянки. Выяснилось также, что и у Татьяны тоже имеются сандалии. Мы сделали привал, ребята переобулись.

Понятное дело, что в шлепанцах передвигаться по сложным горным маршрутам – не самое благоразумное занятие: нога постоянно выскальзывает, проворачивая тапочки вокруг пальцев на все 180 градусов. Тем не менее, из-за боли при каждом шаге скорость движения в ботинках была так мала, что сейчас, когда люди пошли в тапочках, я бы сказал, что скорость движения группы нисколько не уменьшилась, зато уже не было так больно. Далее, на протяжении всего пути выхода в город, Сергей и Татьяна в основном шли в шлёпках и сандалиях – лишь изредка, на особо крутых и опасных участках, сжимая зубы, натягивали они свои ботинки на ноги. Лель же чувствовал себя вполне уверенно на тропе, но несколько раз всё же подсаживался и кривил лицо от боли, когда неудачно ставил вывихнутую ногу на очередную травяную кочку или камень.
Вскоре мы преодолели перевал и спустились к истокам реки Грустной. Здесь, как и вчера, решили устроить обед – в общем котелке сварили у кого что было, и в итоге у нас получился вкусный суп на всех. Ещё отсюда мы заметили большую чёрную точку на Аспидном хребте и всё гадали, кто же это – медведь или зубр. В итоге склонялись всё же к мнению, что это большой медведь, так как зубры обычно ходят стадом. От места обеда уже шла хорошая зубриная тропа, траверсом заходя на хребет Аспидный. Хоть по ней же мы шли вчера, другого варианта не было – гору Уруштен никак не перейти, оставалось только обходить её, совершая своеобразный круг почёта.
При выходе на хребет Аспидный мы практически лоб в лоб столкнулись с нашей загадочной «черной точкой», замеченной ранее. Это был зубр!

Идя чуть впереди, я первым вышел на него. Тут же лег на траву и тихо объяснил другим сзади – впереди фотоохота. Достал фотоаппарат, привстал, «прицеливаясь»... Каково же было моё удивление, когда я увидел, что зубр не только не испугался меня и не пустился наутек, но ещё и развернулся, злобно смотря в мою сторону!

Мне реально стало страшно, и я быстро сбежал чуть ниже к остальным участникам похода. Мы уж и кричали, и махали палками, а зубр всё стоял и злобно фыркал в нашу сторону. Казалось, что он в любой момент может броситься на нас и раскидать своими толстыми рогами в разные стороны. Решив не искушать судьбу, мы направились прочь от него, обходя стороной. Вскоре зубр всё же сорвался с места и убежал в противоположную от нас сторону, вызвав у всех вздох облегчения.

И вот мы выходим на гребень хребта Аспидный, где в него врезается скальный отрог горы Уруштен. Время было около 17 часов. С этого места для группы начинается нехоженый путь.
Надо сказать, что из троих человек, которые шли со мной, никто ранее не был на маршруте, намеченном для выхода в город, поэтому участники похода ничего не теряли – им предстояло открыть для себя красивые виды и места Кавказского заповедника, о которых они даже и не подозревали.
С Аспидного хребта мы траверсом направились к озеру Уруштен. Временами Сергею и Татьяне всё же приходилось натягивать ботинки на измученные ноги, так как траверс там довольно крутой. При подходе к озеру местность становилась всё живописнее – появлялись небольшие скальные выступы, чистые снежники, кристальные ручьи. Само озеро представляло собой две чаши – верхняя была почти вся под снежником и не особо привлекательна сейчас, а нижняя чаша почти растаяла и выглядела очень красочно.

Место для ночевки просто замечательное: с юга высятся скальные склоны и сама вершина Уруштен, на севере открывается вид в долину реки Аспидной и видны вершины горы Джуга и хребет Аспидный.
Особенно всех порадовала ровная полянка с низкими цветочками у озера, где мы разбили лагерь.

После вчерашней ночевки на склоне и камнях выспаться теперь на ровной полянке было настоящей наградой. Поужинали в приятной совместной беседе и разошлись спать по палаткам.

День седьмой

Разбудила меня жара, установившаяся в палатке от поднявшегося солнца; благодаря удачно выбранному ровному месту я полностью выспался. Выглянул – погода снова замечательная, вокруг открываются виды на скальные склоны горы Уруштен, синие колокольчики по одну сторону палатки и желтые какие-то цветочки по другую. Очень красиво!

Умылся в чистом горном ручье, протекающем буквально в двух метрах от палатки. С ребятами подоставали запасы еды, у кого что есть, и выбрали завтрак на общий стол.

Еду уже не экономили, так как следующая наша ночёвка была запланирована в балагане у реки Синей, где с большой вероятностью мы могли найти съестные припасы, оставленные другими туристами. Позавтракав, мы собрали палатки и выдвинулись на восток, продолжая огибать Уруштен. Перед нами высился гребень, очень напоминающий некий перевал, но не сильно крутой. Мне удалось по тропинке провести на него группу, поэтому Сергей и Татьяна двигались в тапочках. Склон на спуске с другой стороны гребня оказался круче, и в одном месте ребятам всё же пришлось надевать ботинки на измученные ноги. Благо, скоро вновь пошла хорошая тропа, и ботинки в этот день больше не понадобились.
Как только мы перевалили через гребень, перед нами открылся красивый вид на небольшую долинку со снежниками и большими отломавшимися от скалы глыбами. А за этой долинкой нас ожидал ещё один подъём. Но я успокоил группу – это заключительное препятствие с набором высоты на сегодня. Подъёмы тяжелее всего давались Татьяне; но это была чисто физическая нагрузка, и мы лишь немного сбрасывали темп в таких местах. Времени на запланированный переход было достаточно, погода стояла прекрасная, поэтому мы никуда не торопились.
Вылезли на гребень, и перед нами простерся огромный восточный отрог горы Уруштен. С этой стороны он был уже без острых скал – приятный луговой хребет с плавными холмами, поросший невысокой альпийской травой. Сюда с Красной Поляны уже можно прийти на лошадях в сопровождении представителей заповедника. Перед нашим взором открылся во всей красе массив гор Псеашхо, Мраморная, Дзитаку.

Мы увидели красивый ледник на восточных скальных склонах хребта Уруштен, откуда берет начало река Синяя. Нам предстояло резко сбросить высоту, пробираясь сквозь пихтовый лес в самый низ к реке, но прежде необходимо было выйти на конную тропу, чтобы с наименьшими потерями сил преодолеть этот участок маршрута. И в этот момент Сергей порвал одну из своих пляжных шлёпок! Сделали привал; при помощи лейкопластыря и нитки с иголкой Сергею удалось каким-то образом залатать шлепанец. Дальше пошли по натоптанной конной тропе, серпантином спускавшейся среди пихтарника. В некоторых местах была довольно скользкая и мягкая почва, где подошвы с чмоканием отлеплялись от глины.
Наконец, послышался шум реки, и сквозь деревья мелькнула полянка внизу ущелья. Я знал, что в конце тропы, чуть в стороне, есть относительно недавно построенный домик. Мы решили наведаться туда. В домике обнаружились консервы; приготовили себе на обед вкусные макароны с тушенкой. Посидели там очень приятно – отдохнули, наелись, напились чая, приготовились к дальнейшему пути. Тропа теперь шла вниз по течению реки Синей, среди высокой травы. Было как-то непривычно двигаться внизу и озираться по сторонам на высокие вершины – ведь всю предыдущую часть маршрута мы двигались по верхам, по хребтам...
Но при движении по долине реки есть свои красивые нюансы. Отойдя от домика, мы перешли вброд реку Синюю, чтобы оказаться на правом её берегу. К этому моменту я стал замечать, что скорость передвижения Сергея и Татьяны увеличивается – по тропе, которая теперь идет вдоль реки без крутых подъемов и спусков, они двигаются практически с той же скоростью, что и мы с Лелем. Я был рад, что до настоящего момента у нас не было чрезвычайной ситуации, связанной с тем, что два человека шли с растертыми ногами и в шлепанцах.
И вот мы выходим к намеченному месту ночевки – домику на реке Синей. К счастью, никого в домике не было.

Татьяна пошла к реке; остальные же взялись за разведение костра и приготовление ужина. Домик на реке Синей – один из самых больших в заповеднике. Здесь есть удобные навесы, большой стол на улице, кострище, необходимые инструменты, некоторые строительные материалы, даже электрический провод с лампочками – видимо, для подключения бензогенератора. Все вместе мы дружно посидели за вечерним столом, поужинали, вдосталь наговорились и пошли спать в домик.
 

День восьмой

Проснулись все рано, но без будильника. Я и Лель решили выходить в поселок Красная Поляна сегодня. У меня были сомнения, что Сергей и Татьяна смогут преодолеть этот переход за один день, поэтому накануне было решено, что просыпаются все пораньше, вместе собираемся, выходим на магистральную конную тропу и там уже разделяемся ещё на две группы – я с Лелем иду вперед на полной скорости, в этот же день спускаясь в город, а Сергей и Татьяна идут в своём темпе и, если не успевают выйти в город, делают ещё одну ночевку в лагере Холодном.

Довольно быстро позавтракав, примерно в 9 утра мы вышли с места стоянки – домика на реке Синей. На небе с утра были облака – значит, к обеду погода могла испортиться. Переправились по бревну на противоположный берег Уруштена, вчетвером вышли на магистральную конную тропу, ведущую вверх по реке до самого Бзерпинского карниза. Сбиться с этой тропы практически невозможно – настолько она утоптана. Здесь попрощались, поблагодарив друг друга за прекрасный поход, и обменялись телефонами.
Мы с Лелем рванули по тропе, оставив Татьяну с Сергеем двигаться в том темпе, в каком им удобнее. Прямо по тропе текли ручьи, встречались крупные камни. Я всё шлепал в ботинках по этим ручьям и думал – как же медленно будут здесь передвигаться Сергей с Татьяной, ведь они идут в шлепках и сандалиях. Почему-то изначально думалось, что нам может и не удастся с Лелем выйти к канатной дороге до ее закрытия в 17 часов, ведь переход от домика на реке Синей до канатной дороги довольно протяженный.

Но на пути движения мы с Лелем прямо ставили рекорды по скорости – буквально за три ходки по 40 минут мы вышли в лагерь Холодный, потратив на этот переход около трёх часов.

По пути мы видели много интересного – скалистые склоны горы Дзитаку, лавинную щель Уруштена, несколько снежников, спускающихся со склонов горы Мраморной и пересекающих нашу тропу. Не останавливаясь, прошли мимо Холодного лагеря, перешли одноименную реку по подвесному мостику.

Здесь вообще уже пролегала облагороженная тропа по официальному туристическому маршруту – с домиками, указателями, местами отдыха. Открылся великолепный вид на ледник Холодный, лежащий на склонах горы Псеашхо.
Торопясь на канатную дорогу, оставили справа от себя, за рекой Уруштен, долину Семиозерья (озёрную долину Дзитаку). Вот впереди, недалеко от озера Малого, видно навес для отдыха – здесь встретили первых туристов, идущих со стороны Бзерпинского карниза.
Мы решили сделать привал и расправиться с остатками еды перед выходом в город. Погода портилась, поднялся холодный ветер. Доедая копченую колбасу, Лель вдруг неистово застучал по моему плечу рукою, мыча набитым едой ртом и активно моргая глазами, подавая мне знак посмотреть на тропу. Я оглянулся. Каково же было моё удивление, когда я увидел Сергея и Татьяну, стоящих в двадцати метрах от нас и разглядывающих информационные плакаты у тропы.

Я не мог поверить своим глазам – ребята в шлепках нас догнали, несмотря на то, что мы двигались в полную силу и довольно быстро. Как выяснилось позже, Сергей мог и в шлепанцах перемещаться по магистральной тропе очень быстро. Татьяна же приняла обезболивающие таблетки и изо всех сил старалась поспеть за Сергеем. Таким образом, теперь уже мы с Лелем вынуждены были поспевать за Сергеем, высунув язык. А ведь утром, прощаясь с ним, мы были уверены, что Сергею никак не угнаться за нами!
На перевале Псеашхо тяжелее всех было Татьяне, но она очень хотела выйти в город в этот же день вместе со всеми. Погода ухудшилась, нас накрыл густой туман.

В белом молоке прошли мы по карнизу Бзерпи и начали спуск на хребет Псехако к канатной дороге «Газпрома», куда успели с большим запасом. Спустились в посёлок Красная Поляна, где нас уже ожидала машина. Далее благополучно добрались по домам.
Поход был просто замечательный! Прошедшие восемь дней навсегда останутся в моей памяти как очередное погружение в великолепную сказку – сказку красот и чудес под названием Кавказские горы. И когда зимою, на работе, мне станет особо тоскливо – я вспомню этот летний отдых, и воспоминания эти прибавят мне сил и энергии, помогут в очередной раз понять, что мир по-настоящему прекрасен – хотя бы потому, что в нём существуют горы. И мы все обязательно будем надеяться попасть туда снова.

Пётр из Сочи 2015г.

Вернуться к первой части --->>>

назад