Активный отдых Сочи Красная поляна "По вершинам Имеретинки..."

28.08.14
Активный отдых Сочи Красная поляна

"По вершинам Имеретинки..." Часть вторая.
 

Кордон Закан - река Имеретинка - Имеретинские водопады - Имеретинские озёра  (озеро Безмолвия) -  озеро Ривьера - озеро Географов - пик  Панова 3230м - озеро Буша - пик Буша 3120м - озеро Поднебесное - перевал Поднебесный - пик Инпси 3211м - перевал Панорамный - озеро Цахвоа (Тёплое) - Хребет Псхлу - Имеретинский Шпиль 3200м - долина реки Цахвоа - озеро Инпси (Дамхорц) - перевал Цындышхо - озеро Кардывач - Красная Поляна.

"Через горы к морю". Июнь – июль 2014 г.

Третий день. 1 июля

Дневка. Большое Имеретинское озеро – озеро Поднебесное (2850 м) – перевал Поднебесный (3020 м) – пик Н.А.Буша (3119,6 м), пик Инпси (он же г. Гранитная – 3211,8), безымянный трехтысячник вблизи Ткача

Снова безоблачное утро, снова идем на прогулку по окрестным горам.
 

- Берите кошки, – сказал проводник.

Кошки у меня есть, вот только подойдут ли они к легким кроссовкам? Подошли.

Две девушки остаются охранять лагерь, все-таки мало ли что, граница рядом…
Обходим Большое Имеретинское озеро справа и по крупнокаменистой осыпи поднимаемся к перевалу Поднебесному, что над противоположным (юго-восточным) берегом озера.
Дорогу преграждает моренный вал.
Затем ледник, покрытый снежником...
Перебираемся через него и видим озеро, носящее то же имя, что и перевал над ним – Поднебесное.
Озеро Поднебесное и Имеретинское Большое (Безмолвия)
Здесь расстаемся с Дашей, которая специально поднялась сюда, чтобы спокойно позагорать и искупаться без посторонних взглядов (об этом речь шла выше). Шутка. Конечно, на самом деле ее тут оставили для прикрытия с тыла и для связи с базой, дали рацию и оружие.
Озеро Поднебесное, тоже отличное место для купания

А навстречу нам с перевала протянулся снежник. Надеваем кошки – и вперед. До чего же в них легко идется.
Вверх по снежнику на перевал Поднебесный 3020м

(Странно, откуда взялся на фото парень в радужных очках, ведь мы подобрали его только на обратном пути у Пслуха! Вот какие чудеса в горах бывают…)

Вот и перевал.
Какая даль расстилается к востоку! Горы Архыза, высотой более трех с половиной тысяч метров, пестро разукрашены снегами. Среди них узнаются София и Пшиш 3790м.
Левее должен быть виден Эльбрус, но его нам пока не показывают, там скучились облака и замаскировали двуглавый пятитысячник.
Обычно Эльбрус 5642м отсюда видно вот так с утра...

А вот так после обеда...
Ближе к нам более низкие хребты, между которыми текут реки бассейна Большой Лабы. Ближайший из них – хребет Мамхурц. Прямо под нами на уступах в зоне альпийских лугов лежат два озера (Забвения и Гуманоидов – кошмар, так только лунный ландшафт можно называть!), из второго вытекает река Светлая (она же Безымянка), приток Дамхурца, который в свою очередь впадает в Большую Лабу.
На перевале видим каменный тур. В нем две записки 2012 года.
Одна оставлена ростовскими туристами. Другая – Митей и Аней Андреевыми из Краснодара, с указанием их сайта, на котором предпринята героическая попытка разобраться в хаосе географических названий этой части Кавказского заповедника – Имеретинского горного узла.

Мы стоим как раз рядом с одной из узловых точек этого горного района. Направо от нас возвышается гора Гранитная (она же Инпси, высота 3211,8 м). От нее расходятся на север, юг и северо-запад хребты, в названиях которых легко запутаться, так как в краеведческой литературе и в туристских отчетах их называют по-разному, равно как и все окружающие вершины и озера имеют по два-три имени.

С названиями в этом глухом углу беда, старых имен почти нет, и каждая группа туристов норовит дать каждому новому для нее объекту свое имя, и эти "новоделы" можно разделить на четыре основные группы:

1)  романтические эпитеты (Безмолвия, Забвения, Туманный Альбион);

2)  незамысловатые описательные названия, встречающиеся повсюду или применимые ко многим объектам: озера Тихое, Светлое, Теплое, Черное, пер. Панорамный;

3)  именные названия – в честь первопроходцев, географов, исследователей, спонсоров(!);

4)  случайно-бытовые и шуточные – Шоколадный, Киевских безработных, Гуманоидов.

Многие названия постоянно меняются и путаются, потому что дающие их люди не всегда в курсе новейших наименований и вольны называть что и как угодно. Так, вершина 3251,2 м, известная ныне как "Туманный Альбион" (а при чем тут Англия?), имеет в запасе еще три имени: Имеретинка, Туманная и Ставрополь. Так что восхождение на одну эту гору можно засчитывать как на четыре…
Видимо, такой топонимический провал в этом районе не случаен – он и так был труднодоступным и использовался в основном в качестве пастбищных и охотничьих угодий. С выселением горцев после окончания Кавказской войны (а было это ровно 150 лет назад, в 1864 году!) сюда не сразу, как в ближайших окрестностях Красной Поляны, добрались дотошные краеведы и топографы, и не у кого было уже спросить, как называли исконные жители местные горы, балки и озера. И здесь сложилась картина, обратная той, на которую жаловался еще в XIX веке краевед Старк, о чем рассказывает Ю.К. Ефремов в своей книге "Тропами горного Черноморья":

"Старк негодовал не только по поводу восстановления старочеркесских названий населенных пунктов («Даховск обратился в Сочи, Святодуховск в Адлер... Просто позор!»). Он писал: «Каждый топограф, землемер и турист силятся разыскать точные, по их мнению, названия рек и гор. Зачем и ради какой славы? И вот к чему эти розыски приводят: каждая гора и река имеют помногу диких названий и ни одного русского. Нугай-Гус моряков обратился в Шугус, а на последних изданиях пятиверстки появилось новое название Чугуш, а некоторые черкесские пастухи называют его еще Абаго, Тыбга и Дзитаку, а следовало бы ее назвать горой Александра II, а другую — горой Михаила, а третью — горой святых Константина и Елены».

Перефразируя Старка, хочется вознегодовать по совершенно противоположному поводу:

"Просто позор! Каждый турист, пэтэушник и безработный, попадающий в горы из какой-нибудь Марьиной Рощи, силится в честь этой самой Марьи обозвать каждый перевал, на который его занесло каким-то ветром. Зачем и ради какой славы? И вот к чему эти потуги приводят: каждая гора и озеро имеют помногу русских названий и ни одного местного. На перевале из долины Имеретинки в долину Дамхурца был съеден шоколад (хорошо еще, что не какие-нибудь мюсли!) – и вот уже эти поднебесные ворота в другой горный район именуются "перевалом Шоколадным". А следовало бы назвать…"

Тут я умолкну, так как старочеркесских названий не знаю. А жаль. Красивейший озерный район заповедника, соперничающий по живописности с Загеданом, остался без собственного букета имен, подобных краснополянским (Псеашхо, Аишха, Аибга, Ачишхо), и "украшен" набором театральных псевдонимов.

Да не подумает читатель, что я против русского языка. Нет, я в совершенстве владею им и ежедневно оберегаю его от нашествия иноплеменных на просторах Всемирной сети. Но географические названия – материя тонкая, она создает еще одну оболочку Земли – назовем ее номосферой (от греческого «номос» – имя), не путать с ноосферой Вернадского. И в идеале должна быть на сто процентов «естественного» происхождения, и чем древнее, тем лучше. Вспомним, кто был первым «неймером» (наименователем) на Земле – Адам. Ведь это он дал названия всем животным (а может, и не только им), а мы теперь только гадаем, почему кот называется котом и что это означает…

Во всяком случае, надо беречь те старые названия, что удалось разузнать (например, хребты Шепси и Псхлу) и стараться не заменять новыми хотя бы их.

Что же касается увековечивания имен исследователей и первопроходцев на карте, то, конечно, это хорошо, но в меру. Если на каком-нибудь хребте назвать все вершины по фамилиям, это, простите за кулинарные ассоциации, все равно что вместо торта изготовить и подать одни украшения – крем, орешки, цукаты, кокосовую стружку. При почти полном отсутствии исконных названий перекос в сторону персоналий слишком бьет в глаза.

Но вернемся на перевал Поднебесный.
Он находится на северном отроге горы Гранитной (Инпси), на котором располагается цепь вершин: 3120 м (пик Буша), 3212 м – пик Ткач (он же Географов Кубани), 3230 м – гора Панова (куда Юрий с Дэном поднялись накануне) и так далее (вдоль правого берега реки Имеретинки), – а называется эта цепочка Имеретинским хребтом (согласно отчету экспедиции Краснодарского отделения РГО под руководством А. И. Пенчукова, взято все там же, на сайте Mountaindreams). Примерно десятью километрами севернее Имеретинский хребет прерывается долиной Закана, возле впадения в него Имеретинки.
Мы направляемся к ближайшей вершине этого хребта – 3120 м, названной в честь Николая Адольфовича Буша, исследователя флоры и ледников Кавказа. Влад предпочитает спуститься к озеру Гуманоидов (неспроста, наверное) и затем подождать нас на перевале.
Подъем на гору Буша
Пик Инпси 3212м
Вид с пика Буша на Б. Имеретинское озеро (слева) и озеро Буша (справа).
Над первым из них – изгиб горы Туманный Альбион, по которому нам завтра предстоит подниматься к перевалу Панорамному.
На пике Буша 3120м
Вид с пика Буша на Инпси 3212 и Надозёрную...
Возвращаемся на перевал, теперь надо подняться направо – на Гранитную-Инпси, до нее рукой подать. Группа сильнейших немедля отправляется к вершине:
Я остаюсь на перевале, чтобы дать отдых кроссовкам (вдруг их не хватит на дальнейший путь), а главное, не торопясь рассмотреть все дальние и ближние горы и увидеть наконец Эльбрус.
Влад уже вернулся с озера и тоже стережет Эльбрус. Солнце печет, но дует холодный ветер, надо прятаться в камнях.

Группа меж тем поднимается на Гранитную.
Страшно представить, что тут творилось, когда эти плиты выталкивала, поднимала и ворочала подземная сила:
Гора Инпси – Гранитная
Группа на вершине,УРА!!!
С Гранитной-Инпси открываются новые панорамы.
На юг тянется хребет Шепси с одноименной вершиной 2819 м, связывающий Имеретинский горный узел с Главным Кавказским хребтом и разделяющий бассейны Малой и Большой Лабы (соответственно, долины Цахвоа и Дамхурца, между ними перевал Квата).
Вид с г. Гранитной-Инпси на юг. На переднем плане хребет Шепси. Справа вдали видны три куполообразные вершины Цындышхи, левее их высится г. Кардывач. Дальние синие горы слева – уже Абхазия.
Три озерца на склоне хребта, обращенном к р. Цахвоа
На запад-северо-запад от Гранитной-Инпси простирается озерный хребет Псхлу, водораздел Цахвоа и Имеретинки, с многочисленными трехтысячниками: Надозерная, Имеретинский Шпиль (3190 м), Туманный Альбион (3251,2 м) и т. д.
Хребет Псхлу. Имеретинский Шпиль 3200м
Хребет Псхлу. Гора Надозёрная
Хребет Псхлу. Гора Надозёрная и Имеретинский Шпиль. Между ними Цахвоа 3346м.
Дальше на север этот водораздел проходит через массив г. Дамхурц (3194 м), перемычку Луган – Закан, потом переходит в горную систему Магишо – Дженту, которая также разделяет бассейны Малой и Большой Лабы.
Подозреваю, что "вершинной группе" хотелось продолжить движение по хребту и подняться на следующие трехтысячники, уж очень жадно они туда смотрят:
Не сомневаюсь, что еще пару-тройку из этих вершин до вечера они бы успели посетить.

Но они все-таки удержались и ограничились Гранитной)

Сколько всего оттуда видно!
Озеро Замысловатое
А вот и Эльбрус открылся:
Мы с Владом на перевале тоже это заметили, после чего разговор принял неожиданный оборот:

- На Эльбрус можно смотреть бесконечно, – сказал Влад.

- Да, – согласилась я.

- У меня есть мечта, – сказал Влад. – Поехать в Тибет, сесть напротив горы Кайлас и сидеть.

- Какой горы? – не поняла я.

- Кайлас.

- ?

Влад изумленно посмотрел на меня.

- Ну, или Кайлаш.

- А что это за гора?

Долгое молчание.

- Если человек не знает о горе Кайлас, о чем тогда с ним разговаривать, – произнес наконец потрясенный Влад.

- А что это за гора?

- Это центр мироздания!!! Как человек, ходящий в горы, может не знать гору Кайлас?

Как, как. Вот так. Я знаю много гор, а вот этой не знаю. Видимо, интерес к ней лежит в несколько специфической плоскости, мне не известной...

Тут с горы спускается Юрий и его команда.
- Я не пойду с ней обратно, – возмущенно заявляет Влад. – Она не знает о горе Кайлас.

- А что это за гора?

Занавес

Так я осталась в группе и не вернулась на кордон Закан. Хорошо, что я не слышала раньше об этой горе… Ну, и то, что в кроссовках я до сих пор не разбила себе ноги и не сильно тормозила остальных, тоже сыграло свою роль.

- Можешь идти с нами! – смилостивился проводник.

Четыре часа. Пора возвращаться. Группа снова разделяется – одним не терпится окунуться в манящие воды льды озера Поднебесного,
…а другим – забежать еще на один трехтысячник.
Все это рядом, так что самые проворные успевают и подняться на очередной пик, и искупаться.
Озеро Буша с Безымянного трёхтысячника...
Озеро Безмолвия и озеро Буша с Безымянного трёхтысячника
Плавающие льдины в озере Буша...

Спускаемся к озеру Поднебеснму на водные процедуры...
Вода в Поднебесном только-только начинает переходить из твердого состояния в жидкое, поэтому напоминает коктейль, т.к. вся прослоена целыми пачками ледяных трубочек.
Возвращаемся в лагерь, день прошел успешно.

Три трехтысячника, потрясающие кругозоры, новые озера. Завтра ранний подъем, пойдем дальше.

Продолжение следует. Часть Третья --->>>

Вернуться к первой части --->>>

назад