Через горы к морю 2012

12.12.12
Через горы к морю 2012

Имеретинка - озеро Безмолвия (Большое Имеретинское, Имеретинские озёра) - Юха (Юхинские озёра) - озеро Чёрное - озеро Сафронова (Тайное) - озеро Лебедевой - озеро Ефремова - озеро  Дамхорц (Инпси) - Кардывач

"Не за горами то озеро…"
 

В серебристый сон

ты бы с ним ушёл

по дороге вечных звёзд,

над простором строгих гор…

(М.Пушкина)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ...

Лето в горах Западного Кавказа…
 

Удивительный мир, меняющий свой облик и по времени года, и по времени суток, и по высоте над уровнем моря, а также и освещённости! Здесь в течение одного дня неспешного подъёма по диким тропам можно увидеть туров и серн, оленей и медведей, получить солнечный ожог, гуляя по леднику, и искупаться в прозрачном озере с видом на соседний хребет, над которым бушуют смерчи…

Озёрный край реки Имеретинки уже несколько десятков лет является для туристов такой загадочной красотулей, как знаменитый бриллиант на передвижной выставке, защищённый всеми мыслимыми охранными системами, — и хочется, и колется.
Оформить разрешение на посещение Имеретинского горного узла не так-то просто в силу дремучести этих мест: Кавказский заповедник исходит из безопасности обитающих животных.
Несомненно, если все подряд смогут ходить туда, когда вздумается, очень скоро это приведёт к полному исчезновению популяций, которые по сей день чувствуют себя весьма вольготно.

В прошлом году мы посещали долину Имеретинки глубокой осенью, в октябре. Это был запоминающийся поход, полный опасных приключений и захватывающих видов. В то же время надо понимать, что если на Кардываче (менее десяти километров по прямой) октябрь — это красота красивая, золотая осень, тёплые дни и мягкие ночёвки, то в малоосвещаемых верховьях Имеретинки всё по-другому. Даже первый день того похода выдался более тяжёлым, чем ожидалось, из-за выпавшего снега, который не дал лошадям пройти далеко (вернее, не позволил егерь, который опасался, что лошадь может попасть копытом в ямку, которую под снегом не видно, и сломать ногу) — поэтому мы почти весь день пёрли рюкзаки на себе…

На сей раз я решил пойти в прямо противоположное время: начало июля. В тех краях это только весна.
Солнечных тёплых дней немало, снег активно сходит, озёра открываются, и везде, где можно, растёт и цветёт всё, что может расти и цвести везде, где можно. И даже где нельзя, но очень хочется (ведь в России живём!).
Несколько моих спутников по прошлогоднему походу также обрадовались возможности повторно побывать в этих местах, тем более в другое время года. И, поскольку ходить вместе совсем уж туда же не очень здорово, то было решено немного изменить маршрутную нитку: если в прошлый раз мы шли чётко в главный цирк Имеретинских озёр, откуда по желанию делали радиальные выходы на окрестные вершины, то сейчас как раз в этот цирк мы сходим радиально, а основная нитка проляжет несколько западнее.
Вот такие мы хитрые.

Немудрено, что группа подобралась быстро, большая и хитрая, и 10 июля вечером мы отправились из Сочи в Курджиново, а оттуда в посёлок Псемён.
Местные говорят — Лос Курджинос и Сент-Псемён.
Там и началась наша 60-километровая дорога на небольшом комфортном внедорожнике «ГАЗ-66» до кордона Закан.
Все детали автомобиля продуманы для удобства людей: просторный двухэтажный салон (кто хочет, может сидеть сверху на тенте), биотуалеты (остановка по требованию в экологически чистых био-лопухах) и приветливые стюарды («Ара, домашний вино надо? Шашлык-машлык, горячий кукуруза Бондюэль-мондюэль…»).
Стюарды разносят подносы с горячей пищей, но предупреждают: дальше кордона Закан по маршруту удобных туалетов не предвидится, поэтому, если у кого-то проблемы с пищеварением, то рекомендуется решить их здесь, и сразу предлагают решение:

— «Пердолан Фортиссимо» — не применять вблизи ветхих строений!!!

День 1. 11 июля.

Приехав утром на кордон, я отправился в офис Заповедника. Ну, как офис, — изба. Тут «Пердоланчиком» не побалуешься…
Остальные ребята тем временем разминали конечности, затёкшие во время тряски в вибромассажных еврокреслах.
Я вступил в непростые переговоры с представителем представителя Заповедника на кордоне Закан. Поскольку сам представитель Заповедника с утренней лошадью поскакал в райцентр за водкой молоком «Коровка из Кореновки», то общаться мне было уготовано с его супругой, барышней суровой, но справедливой. Впрочем, и я справедлив, но суров. Убедившись в наличии у нас полного комплекта документов, таинственная незнакомка соблаговолила разрешить нам остаться в ожидании её суженого.
Ожидание не затянулось надолго, и вот уже за поворотом дороги послышался натужный храп, по которому стало понятно, что недалеко поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз тяжелогруженую подводу с двадцатью ящиками водки плавленых сырков «Дружба».

По поручению хозяина лошадь проверила у нас документы, и мы наконец-то выдвинулись в путь. Замешкавшиеся со своевременным предоставлением паспортов были педагогично укушены в мягкие ткани пониже спины.
В первый день, следовавший за чудной бессонной ночью в «ГАЗ-66» в компании приветливых стюардов, у нас не было намерения перегружать себя физически, поэтому сборы были дольше, чем сам путь, и вот к пяти часам (дня? вечера?) мы подошли к излучине Имеретинки
и вброд переправились на левый берег, где в нескольких десятках метров нас терпеливо ожидал так называемый Имеретинский домик.
Возможно, пытливый читатель уже догадался, что своим названием домик обязан реке, в долине которой он построен. Логике строителей можно только позавидовать.
 

Причём эта логика универсальна: большинство балаганов так и называются — «на Чистой», «на Синей» и т.п. Увы, эта последовательность совершенно не соблюдается в названиях гор и озёр, но об этом далее…
Река Имеретинка
В прошлом году в этом месте течение речки было не столь бурным, как сейчас, что сослужило для нескольких моих спутников плохую службу: ребята соблазнились возможностью перепрыгнуть говорливую, но неглубокую речку по видневшимся из воды камушкам.
Кончилось это «моржеванием» — смельчаки поскользнулись и ухнули в холодную воду прямо в одежде и с рюкзаками, в результате чего до места ночёвки им пришлось не спокойно идти, а бежать, чтобы не заработать воспаление лёгких и не отморозить ничего дорогого. Ну, и вещи испортили, конечно — в октябре ночи холодные, так что мокрая одежда не сохнет…
Сейчас со мной шли несколько участников той экспедиции, так что «горячим головам» сразу разъяснили, чем это может кончиться. Да и река теперь была пошире. Сумасшедших не нашлось: все аккуратно сняли обувь и перешли реку вброд.
 

Около домика разбили лагерь. Внутри самого балагана места были, но группа большая, так что без палаток всё равно обойтись не получилось бы. К тому же некоторым туристам, которые ходят не очень часто, даже лучше переночевать в первую ночь в палатке в акклиматизационных целях, чтобы первая ночёвка на высоте, которая пройдёт при температуре не выше +6 градусов, не стала для них ударом…
Я рассказал спутникам, что следующий день должен быть не очень тяжёлым физически, но, возможно, некоторых немного утомит: я запланировал радиальный выход в верхний цирк Имеретинки к озеру Безмолвия (Большое Имеретинское), поэтому тяжёлые рюкзаки брать с собой не придётся, но общий километраж с учётом возвращения в лагерь будет немалый.

На том и заснули в предвкушении первых километров настоящего ПОХОДА В ГОРЫ.

День 2. 12 июля.
 

Постоянные посетители нашего сайта, наверное, привыкли, что описание каждого утра наших походов начинается с одного и того же: на рассвете я высовываю из палатки (или домика) нос (или глаз) и созерцаю погодные условия. Без этого никуда: в плохую погоду ни вставать рано не хочется, ни идти куда-либо смысла не имеет, особенно если это связано с крутыми тропами, где можно поскользнуться, и высотными скальными участками, рядом с которыми можно «поймать» молнию.
Итак, погода меня порадовала, и я поспешил порадовать всех остальных. Приготовив завтрак, мы с аппетитом его уничтожили, вызвав вздох разочарования в окрестных кустах, где затаились надеявшиеся на халяву подхарчиться дикие зверушки, и налегке, прихватив с собой немножко провизии, отправились вверх по долине Имеретинки к озеру Безмолвия (Большое Имеретинское)!
Наш путь пролегал на юг, в сторону водопадов.
В этом месте тропа ещё достаточно хорошая, так что идти одно удовольствие: набор высоты не крутой, кругом сплошная зелень и красота, природа вобрала в себя все весенние соки и выдаёт нам позитивные эмоции красивыми видами!
Главное не зазеваться и не подвернуть ногу, нечаянно наступив на прикрытый мясистой травой камушек…

Набрав сотню-полторы метров высоты, за поворотом мы увидели открывшийся нам Большой Имеретинский водопад.
Девятикаскадное чудо природы имеет общий перепад высоты 110 метров и хорошо видно с расстояния свыше километра!
Такие моменты всегда смущают новичков: вот он, совсем близко, сейчас подойдём сфотографироваться, но идём, идём, а он всё так же «совсем близко»…

Вскоре мы обратили внимание на естественную «тропу» по орографически левому борту долины Имеретинки, пробитую пару лет назад мощным селевым потоком. Стихия сработала во благо человека: эта тропа завтра позволит нам, особо не плутая, выйти наверх в цирк левого притока Имеретинки, вытекающего из озера Чёрного.
Восторженно потоптавшись несколько минут у водопада, мы обогнули его справа и стали подниматься на верхний срез ригеля, с которого он низвергается в долину.
Оттуда нам открылся и Верхний Имеретинский водопад.
Несмотря на то, что его высота в полтора раза меньше, выглядит он не менее грандиозно.
Ребята, которые здесь впервые, восхищённо прыгают вокруг, да и остальные тоже разинули рты, ведь прошлой осенью мощность потоков воды была значительно меньше, то есть сейчас они видят водопады гораздо более бурными!
Так, постепенно продвигаясь и частенько устраивая остановки для фотосессий, мы набрали уже свыше шестисот метров высоты.
До центрального музейного экспоната сегодняшнего дня осталось всего метров двести пятьдесят, а это меньше часа лёгкого хода.
И вот, спустя три с небольшим часа после выхода из лагеря, мы оказались у истока реки Имеретинки, на берегу озера Безмолвия (Большого Имеретинского), на высоте 2530 м!
Ребята сразу отбросили ложную скромность и принялись купаться, а я побродил по холмам вокруг озера в поисках интересных видов.
Озеро Большое Имеретинское (Безмолвия)
Островок на озере Безмолвия (Большое Имеретинское)

Когда мы вновь собрались на берегу и заварили чаёк, то решили посоветоваться, не стоит ли разделиться, чтобы часть группы могла провести время у озера, а наиболее бойкие искатели приключений под моим руководством отправились бы к другим озёрам, расположенным в верхних цирках. В этот момент я обратил внимание, что вижу не всех своих подопечных. Пересчитав ребят по головам, как в детском садике, я обнаружил отсутствие Павла и Наташи. Я начал тревожно осматривать окрестности в поисках непутёвых беглецов, и вскоре выяснилось следующее. Павел, отправившийся в такой поход впервые, но имеющий отменную физическую подготовку, внезапно загорелся классической идеей неопытных туристов — «забежать вон на ту горку» и, считая себя совершеннолетним и потому самостоятельным, не счёл нужным кого-либо предупреждать (тем более разрешения спрашивать). И когда он уже выходил, ни много ни мало, на отрог пика Буша, прямо над озером Буша, его увидела Наташа, которая в свою очередь также решила немного «погулять» и догуляла до озера Буша (2813 м).
Отрог пика Буша
Девушке, имеющей звание мастера спорта по пятиборью (что также говорит о её «физике»), стало очень завидно, что Паша пошёл на вершину один, и она, недолго думая, помчалась вслед за ним.

 Озеро Поднебесное
 Вскоре, по счастью, я уже увидел их на склоне, поэтому ещё двоих «физиков», Игоря и Олега, порывавшихся устремиться туда же, успел остановить.
Спустившиеся беглецы получили от меня серьёзное внушение. Надо понимать, что горы — это ответственность. Не зная тропы, достаточно подвернуть ногу, и поход для всей группы закончится. Не говоря уже о более страшных случайностях, которые могут произойти с неопытным скалолазом-одиночкой… При этом мы ведь даже не знаем, где такого гулёну искать… А ведь ответственность за всю группу несу я, проводник! И ответственность эта не «на бумаге», и даже не только за жизнь и здоровье участников похода, а и перед государством. Тут всё серьёзно: по маршруту мы должны будем миновать погранзаставу, и отсутствие в группе одного из туристов неминуемо вызовет у пограничников вопросы — где этот человек бродит, почему один, с какой целью, не пересёк ли он границу окольными путями, кто вам вообще пропуск выписывал, сейчас оформим нарушение…

Таким образом, у нас обнаружилось два факта:

  1. Дисциплина в коллективе пока не на должном уровне, творческое самовыражение ставится превыше общей безопасности.
  2. Между делом ребята сбегали на озеро Буша и вершинку над ним. Дзынь.

Чтобы немного остудить горячие головы и объединить всех в команду, решаю сделать лирическое отступление, рассаживаю всех в кружок и излагаю ребятам некоторую информацию о месте, в которое мы попали.
— Прошлой осенью я водил сюда группу, после чего мы написали рассказ об этом походе. Собственно, я его и написал. Изложено было весьма вольно, исторические факты в расчёт не брались, но всем было весело — для туристов и просто читателей на сайте это отлично. Но такой подход, разумеется, некоторые серьёзные люди сочли неразумным. В среде западнокавказских любителей гор завязалась дискуссия, которая свелась в конечном счёте к констатации одного прискорбного факта: за те 50 лет, что нога даже не туриста, а скорее исследователя ступила в верховья Имеретинки, не было опубликовано ни одной сколь угодно внятной или глубокой работы, которая способствовала бы популяризации этих мест. Вот и получается, что многие знают, что «где-то там» есть какие-то совершенно неземной красоты озёра и хребты, но пробраться туда и провести людей могут единицы, да и Заповедник не спешит выдавать пропуск всем подряд, а уж откуда пошли те или иные названия — и подавно неизвестно.

И мой рассказ, соответственно, тоже не явился «глубокой работой» в сфере топонимики и геоморфологии Имеретинского горного узла.
 

Поэтому в конце 2011 года мои хорошие друзья из Краснодара, которых я знаю как Аню и Митю, а все остальные любители Западного Кавказа или не знают вовсе, или знают как… Аню и Митю, — вот, у этих ребят, как говорится, «не вынесла душа поэта», и они взялись за серьёзную исследовательскую работу. Были подняты на уши все знакомые и незнакомые нынешние и бывшие работники Заповедника, найдены едва ли не все пребывающие в добром здравии граждане, ходившие в район Имеретинки ещё в советское время. Были вынуты из чуланов все хранившиеся в запасниках местных библиотек и хранилищах Заповедника письменные и печатные материалы, отчёты, записки, планы, карты…

К февралю 2012 года, за 10 месяцев до запланированного басурманами конца света (через 3 дня после которого я буду отмечать день рождения), Митя подготовил и опубликовал в Интернете серьёзный и богато иллюстрированный аналитический материал, в котором обобщил все ставшие известными факты, от информации по первопрохождению вершин и перевалов Имеретинского горного узла до причудливых особенностей местной топонимики.

Митя пояснил широкой общественности, откуда у перевалов появились такие странные названия — Шоколадный, ОЛИКО, Рене, Киевских безработных (Панорамный), да и у вершин — Географов Кубани, Буша, Туманный Альбион (Ставрополь). На одном перевале была съедена шоколадка (вот вам и Шоколадный, хотя туристы грызут шоколад везде), другой назван в честь Общества любителей изучения Кубанской области (это правильно), третий — в честь турагентства, в котором работал один из участников похода (и что? а если перед этим в ПТУ учился?), четвёртый — в честь того, что один из первопроходцев перевала являлся безработным (нашли о чём миру докладывать, лучше бы в ПТУ учился)…

Перевал Панорамный 3100м
 

Чтобы не обидеть людей, которые были исследователями этих мест (и, соответственно, имели право называть их по своему усмотрению), я показываю участникам моего похода все вершины, рассказываю, какая из них как называется, и все исполняются уважением к краеведам. Однако, — говорю я, — всё-таки некоторые вещи понять и принять трудно. Как ни крути, а «перевал Киевских безработных» — это явный перебор, нельзя так называть серьёзный туристический объект. Ведь именно через этот перевал с панорамным обзором группы выходят из долины Имеретинки к реке Цахвоа, и дальше на Сочи, так что это важная точка похода — как же может она называться так глупо… То же можно сказать и про второе название пика Туманного Альбиона — пик Ставрополь.
Ведь до той ставропольской экспедиции, которая в 2008 году поднялась на эту вершину и скромно решила переименовать пик в свою честь, там уже ступала нога туриста и краеведа, это не было первопрохождением, поэтому дать название экспедиция могла только в том случае, если бы это название было связано непосредственно с местной историей или топонимикой.

Поэтому в дальнейшем для обозначения перевала Киевских безработных мы будем пользоваться другим его известным названием — Панорамный, а пика Ставрополь — Туманный Альбион.

После этой небольшой лекции, подкрепившись, мы бросаем прощальный взгляд на озеро Безмолвия и выходим в обратный путь — вниз по долине, к Имеретинскому домику.
Нас ждёт высокогорная имеретинская лапша Доширак (лапша киевских безработных), горячий чай и ночёвка в предвкушении завтрашнего перемещения лагеря к новым озёрам…

Продолжение следует. Часть вторая--->>>

назад