Имеретинка - Цахвоа - Инпси - Кардывач часть вторая
27.11.14
Имеретинка - Цахвоа - Инпси - Кардывач часть вторая
"В край горных зее…" Часть Вторая.
Кордон Закан - река Имеретинка - Имеретинские водопады - Имеретинские озёра (озеро Безмолвия) - озеро Ривьера - озеро Географов - озеро Буша - пик Ткач 3212м - перевал Каскадёр 3050м - долина реки Светлой - озеро Гуманоидов - озеро Забвения - перевал Поднебесный - озеро Поднебесное - перевал Панорамный - пик Туманный Альбион 3251м - озеро Цахвоа (Тёплое) - долина реки Цахвоа - озеро Инпси (Дамхорс) - перевал Кардывач - озеро Синеокое - озеро Кардывач - Энгельмановы поляны - Красная Поляна - Сочи.
Через горы к морю 2014г.
День 4.
На этот день у нас был запланирован выход всей группы и переброска на озеро Цахвоа.
Лагерь собран, к восьми утра пунктуальная команда стоит с рюкзаками на плечах и нетерпеливо постукивает трекинговыми палочками о камни. Что в немцах хорошо — их не надо заставлять собираться и идти, если они знают, что это необходимая часть путешествия — они это делают. А наши пока соберутся, потом ещё перекусят, потом искупаются, потом предложат пойти завтра без остановок…
С другой стороны мы в России всегда ищем обходные пути, и тропа нам не указ. Если проводник знает, как пролезть вон через те непролазные дебри, или перелезть через ту висящую над пропастью скалу, — пошли быстрее туда, напролом и с гитарой! А с немцами всё наоборот: едва я показал им вектор нашего движения к Панорамному перевалу под пиком Туманного Альбиона, услышал хоровой вопрос:
— Где тропа, Юрген?
— Тропы нет. Так пойдём.
Это им переводи - не переводи, а непонятно. Как можно идти без тропы?
Ну, можно продолжать сидеть на месте, пока продукты не кончатся :)
С горем пополам объяснил дотошным туристам, что на этом отрезке (как и на спуске от перевала к озеру Цахвоа) тропы быть не может в силу того, что места очень дикие, заповедные, и человек здесь ходит редко. Поэтому нет смысла пробивать тропы, тем более что путь на перевал идёт в основном по сыпухе, то есть что ты сейчас поднимаешься по камням (большим), что в случае прокладки тропы тебе будет насыпана более мелкая щебёнка, разницы особой нет, только риск для прокладчиков (камнепады в горах никто не отменял). К тому же бестропье автоматически означает, что пройти сюда могут только те, кто действительно жаждет увидеть эти места, только настоящие любители природы, а значит, биоценоз этого края человеком не нарушается. А если пробить дороги, то тут на джипах будут ездить на пикники. Так что малая проходимость приносит пользу природе, в чём мы и убедились в первые же вечера, когда к нам в гости приходили дикие звери целыми стадами — они нас не боятся и не считают врагами.
Законопослушные и природолюбивые европейцы вникли и закивали головами.
Наша группа быстро растянулась уже в начале подъёма.
Ведь в первые дни пологий многокилометровый подъём в долине Имеретинки не идёт ни в какое сравнение с коротким, но крутым набором высоты по камням, поэтому здесь у участников похода, большинство из которых пребывает в предпенсионном возрасте, не могло не возникнуть затруднений.
Собственно, это были и не затруднения, а обычное снижение скорости. Но именно понимая это, я и назначил выход из лагеря в 8 часов утра: лучше дать людям возможность идти в полтора раза медленнее, чем загонять их.
Когда начался отрезок с сыпухой, я предложил группе разделиться. На логичные вопросы всё разъяснил. Дело в том, что передвижение по сыпухе (то есть по «свободным» камням среднего размера, обильно усыпавшим склон горы) может быть опасно для несинхронной и неопытной группы: кто-то впереди неудачно наступил на камушек, и он скатывается вниз. А внизу идёт другой человек, он может «поймать» этот камень… То же самое, если группа идёт в разных скоростях: авангард несётся как серны, копыта сверкают, а отстающие, наоборот, плетутся еле-еле и часто оступаются, возят ползущие под ногами камни.
Поэтому мы определили ту часть, которая физически готова лучше, и я повёл их на перевал побыстрее.
А те, кто помедленнее, получили передышку в несколько минут — на время, пока голова состава будет преодолевать опасный осыпной участок, а потом пошли в своей скорости под командованием Алексея.
Это позволило нам (вернее, наиболее быстрым туристам) выкроить время для восхождения на пик Туманного Альбиона. Пока отстающие спокойно поднимутся на перевал и будут отдыхать перед началом спуска к озеру Цахвоа, мы можем подняться на вершину всего Имеретинского узла — 3251 м!
Так и сделали. На перевале в числе прочих остался и Маттеус — он вчера уже ходил на вершины и видел кругозоры, поэтому второй раз лезть на скалы счёл необязательным.
Большое Имеретинское озеро (Безмолвия) с перевала Панорамного 3100м
А я взял с собой Николь и двоих мужчин, которые на вершинах ещё не были.
Буквально за 20 минут мы вышли на предвершину.
Ребята поначалу радостно вскинули руки, но я им показал, что основная вершина чуть дальше, и нам, если мы хотим не для галочки хоть куда-то взойти, а покорить главный пик, нужно немножко вернуться и обойти «жандарм», преграждающий к нему дорогу, снизу.
Так и сделали, и вскоре торчавшие на нашем пути туры ускакали куда рога глядят, и вершина Туманного Альбиона была покорена!
Вершина Туманный Альбион (Туманная 3251м)
На вершине!!!
Отсюда нам открылось всё, что могло. Все те же дальние и ближние вершины.
Все озёра Имеретинского узла
Озеро Буша
Озеро Поднебесное
Озеро Географов
а также озеро Цахвоа
одно из озёр Ефремова
озеро Сафронова
и — на противоположном склоне горы Цындышхо, — Юхские (Северные) озера.
Ну, и заодно то озеро, к которому нам завтра держать путь, — Инпси — в нескольких километрах выше по течению реки Цахвоа.
А так же пик Акарагварта 3140м и высшая точка города Сочи - Агепста 3257м
Пик Цахвоа 3346м - высшая точка Краснодарского края
Кардывачский горный узел
В отличном настроении мы спустились, на перевале к этому времени (нас не было около часа) все дошли и все отдохнули, и мы, не мешкая и не дожидаясь плохой погоды, отправились на спуск к озеру Цахвоа.
К моменту выхода со скального участка на осыпной склон одна из участниц похода, Барбара повредила ногу, оступившись.
Ей тут же была оказана медицинская помощь, буквально через полчаса после чего женщина смогла продолжить движение. К тому моменту я спустил основную часть туристов к нижнему краю сыпухи, так же, как и на подъёме — гуськом друг за другом, не отставая далеко, и дальнейший путь к озеру проходил уже по травке и тропам.
Мы вновь разделились — я шёл впереди с самыми бодрыми, а Алексей в роли замыкающего заботливо сопровождал отстающих и тех, кто не считал нужным увеличивать скорость.
Так, в районе четырёх часов, мы уже вышли к озеру Цахвоа и поставили там лагерь.
Погода была хорошая, подходившие последними участники похода с радостью бросали рюкзаки, трекинговые палки и всю одежду и сигали рыбкой купаться!
Одна из женщин подошла ко мне с претензиями по поводу отсутствия удобных троп и маркировки указателями. Я поначалу даже не нашёлся, что и ответить, для нас это очень необычно. Самое необычное то, что на маркированных дорожках потребность в проводнике вообще отсутствует, тем не менее они обратились ко мне, а не в Заповедник, а претензию за непроведённую Заповедником работу по маркировке почему-то предъявляют мне :) Хотя и маршрута такого у заповедника нет...
Помимо этой логической неувязки, я показал ей на скалы, нависающие сверху, и спросил, что будет со всеми этими указателями (да и дорожками) весной, когда пойдут лавины. Каждый год ставить? Так тут в год проходит человек 50 от силы…
Весь вечер у нас был посвящён отдыху и купанию.
Озеро Цахвоа (Тёплое), Медвежья Лапа
Имеретинский Шпиль 3200м
Назавтра нам предстоял очередной марш-бросок к очередному озеру — Инпси. Технически легче чем сегодня, только ходить надо больше. Ну да в этом-то наши немецкие друзья любому фору дадут!
Так что я, не сомневаясь в их пешкодрапных качествах, назначил подъём на 8 часов утра и выход на 10. С тем и заснули!
День 5.
Не торопя наших иностранных друзей с выдвижением от Цахвоа к Инпси, я, как выяснилось впоследствии, совершил ошибку.
Это и некоторая медлительность Барбары, ещё не полностью восстановившейся после вчерашней микротравмы и далеко не сразу вошедшей в общий ритм, и общая расслабленность от слишком раннего окончания вчерашнего маршрута и длительного отдыха.
И когда меня спросили перед выходом, сколько времени уйдёт на сегодняшний переход, я опрометчиво предположил, что можем дойти часа за четыре.
Гора Цындышхо 3139м
Озеро и вершина Цахвоа
На подъёме к Браконьерской балке...
В результате только в цирк Браконьерской балки мы выбирались около двух часов.
Я довёл авангард до цирка и вывел ребят к озеру, после чего вместе с Алексеем вернулся к Барбаре и ещё одной женщине, которой тоже было непросто.
Мы взяли их рюкзаки, чтобы налегке барышням было проще идти, и вскоре также вывели их в цирк балки.
А там, на фоне роскошных видов на Кардывачи и Цындышхо, настроение улучшилось все немного отдохнули и искупались в озере
а затем продолжили движение, тем более что теперь предстоял спуск к руслу реки Цахвоа.
На спуске, конечно, надо быть очень внимательным, но физически он в любом случае легче!
Но на часах-то уже пол-второго…
Через час хода сделали ещё один получасовой привал.
Только в четыре часа мы вошли в пихтовый лес.
К этому времени туристы уже вовсю бурчали на любимую тему «четыре часа уже прошло!», как-то не особо обращая внимание на то, что во второй день похода мы условились умножать мои часы втрое…
К шести мы вышли к ручью недалеко от места его впадения в Цахвоа, натянули верёвку и перешли на противоположный берег.
Попутно этот эпизод был использован для очередной передышки: хотя идти в красивом заповедном тенистом пихтарнике было гораздо легче, чем по залитым солнцем скалам и луговинам, но общий-то километраж уже пройден порядочный!
Поэтому вскоре после основного набора высоты по пути к озеру Инпси, не доходя до самого озера несколько сотен метров, я, опасаясь что вооружённые палками иностранцы могут не выдержать и поколотить меня, скомандовал разбивать лагерь. В то же время бундесы, боявшиеся, что этот переход не кончится уже никогда, встретили моё указание на ура и немедля приступили к выполнению.
Дело уже явно шло к закату.
Если бы мы пошли к озеру, то потеряли бы много времени на его обход и выбор удобного места стоянки, и разбивали бы лагерь уже впотьмах.
К тому же вдоль озера очень много коварных острых камней, укрытых безобидной травкой, и на закате был риск повредить ноги. С этим у нас и так порядок :)
И ещё один момент — пока мы не выйдем к озеру, к нам не подойдут с досмотром пограничники. А ведь проверка иностранцев наверняка займёт немало времени. Таким образом, вдвойне и втройне логично оставить эти процедуры на утро, когда рассветёт и будет совсем другое настроение. И у нас, и, кстати, у пограничников.
А сейчас — ставим палатки, ужинаем и всем спааать! В том числе пограничникам.
День 6.
На сей раз, наученный горьким опытом, я перенёс подъём и выход на час раньше — соответственно на 7 и 9 часов утра. Не помешало бы встать в 6 и выйти в 8, но после сегодняшнего перехода надо дать людям хоть как-то поспать, вставать в шесть для них сейчас будет очень тяжко…
Выйдя из лагеря в десятом часу, мы решили пройти к погранзаставе, обходя озеро по часовой стрелке, хотя короче было бы против часовой.
Разница в том, что выбранный нами путь проходит преимущественно по травке вдоль берега, тогда как с обратной стороны, примыкающей к склонам отрогов Цындышхо и Кардывача, берег плотно зарос криволесьем, да и те уже упомянутые «подтравные» камни…
Таким образом, пусть мы и потеряли время, но все шли легко и никто не выбился из ритма на этом сравнительно небольшом отрезке пути.
Пограничники черкесского отряда оценили нашу сообразительность, из-за которой им, увидевшим нас едва ли не в начале нашего пути, пришлось куковать настороже в ожидании нашего приближения битый час.
Озеро Инпси (Дамхорс)
Обходим озеро Инпси (Дамхорс)
В отместку они два часа проверяли наши документы.
Дотошность их была, впрочем, вполне понятной. Мало того, что группа появилась с утра пораньше (а обычно-то все к темноте приходят к месту ночёвки!), значит очевидно мы сидели в засаде и рассчитывали проскочить мимо. Кроме того, большинство туристов говорили на немецком языке, что насторожит любого — в этих краях даже медведи говорят только по-русски, тут права языковых меньшинств начисто игнорируются. Ну, и в довершение всего наглые туристы прямо при бойцах погранотряда совершенно спокойно полезли купаться нагишом!
И вот, второй день подряд, у нас «динама». Вчера из-за травмированной Барбары, сегодня — из-за досмотра на заставе! Выходим на тропу вновь уже в пол-первого…
Хребет горы Шепси 2819м
Долина реки Цахвоа
Наш перевал Панорамный 3100м
Кто ходил на перевалы Цындышхо или Кардывач с черкесской стороны, тот несомненно знает этот эффект. Главный визуальный ориентир — гора Лопата, ледниковый останец, торчащий между Цындышхами и Кардывачами как раз на склоне.
Она хорошо видна снизу, прямо от озера Инпси. И главный минус — в том, что к ней идёшь, идёшь, она вроде вот уже рядом, а всё не пришли да не пришли…
Так, несмотря на мои предупреждения, вышло и у нас.
Днём, на подходе к развилке путей, ведущих на перевалы Кардывач (налево) и Цындышхо (направо), у старшей участницы похода сдали нервы и она начала предъявлять претензии, что почему-то этот подъём всё не кончается, и такими темпами мы опять к ночи никуда не дойдём.
Самое дурацкое, что она была права и что в этом никто, кроме самих туристов, виноват не был: действительно, такими темпами можно идти себе и идти. А чтобы подъём закончился быстрее, надо его пройти быстрее. Объявляю привал и рассказываю анекдот:
Идёт мужик по пустыне. Изнывает от жажды, устал… Вдруг видит — лежит бутылка! Он подобрал её, открыл пробку, а оттуда вылетает джинн!
И говорит джинн:
— О мой спаситель! Я готов выполнить любое твоё желание!
— Я хочу домой!
— Ну пошли.
— Нет, джинн, ты не понял! Я быстро хочу!
— Ну побежали!
С горем пополам анекдот был переведён на немецкий язык и как-то более-менее понят. Но, разумеется, не как анекдот, а как какая-то поучительная история, видимо случившаяся однажды в этих краях…
Самое главное, что выводы командой туристов были сделаны правильные: если хотим сегодня куда-то прийти, то нужно меньше времени тратить на выяснение причин собственной медлительности, а больше отдыхать и активнее передвигаться в оставшееся от отдыха время.
Кроме того, я привёл три серьёзных довода:
1. Судя по небу, завтра нас ждёт дождливый день, а может и сегодня вечером начаться непогода. Таким образом, если мы предпочтём остаться ночевать здесь, то сильно рискуем, ибо мы сейчас стоим недалеко от русла небольшого ручейка, который в сильный дождь превращается в кипящий поток. Вода может не просто промочить нам ноги, а снести ночью палатки вместе с нами, спящими в них. А я вообще-то несу за вас ответственность. (при слове «ответственность» послушные бундесы задумчиво закивали головами)
2. График похода заранее согласован с МЧС. Таким образом, если мы сегодня не дойдём до перевала и не отзвонимся им, что группа в порядке, они будут вынуждены отправить спасательную команду на поиски затерявшихся иностранцев, и судя по всему, в самую плохую погоду. Это может обойтись нам очень недёшево.
3. Отключу газ.
Что же делать, пришлось возобновлять движение.
Впрочем, как-то постепенно оказалось, что не так страшен чёрт.
Да, времени пятый час. Но мы с час дискутировали, и все давно отдохнули. Спустя менее получаса подъёма мы вышли к приледниковому озерку между Лопатой и перевалом.
В начале шестого группа уже подходила к Кардывачскому леднику.
Мы пошли по его северной кромке, присыпанной камнями. Это давало возможность не рискуя обходиться без кошек и ледорубов.
Ледник сыграл свою очень позитивную роль. Во-первых, сам факт такого непростого препятствия заставил каждого отставить посторонние мысли о хронометраже, об усталости, о справедливости. Во-вторых, побывать на настоящем леднике доводилось не каждому, поэтому настроение от осознания того, что наше путешествие проходило по таким опасным местам, а мы прошли, сильно повышается. В-третьих, рядом с ледником нежарко, чтобы не сказать холодно. Это сильно бодрит и заставляет быстрее чесаться :)
Таким образом, ещё до шести часов мы вышли на перевал Кардывач.
Пока туристы праздновали свою серьёзную победу, я взял мобильник и отошёл к ближайшим скалкам, объяснив им, что необходимо позвонить в МЧС.
— Алло! Йя-йя, их бин Юрген! Зер гут — цурюк — Синеокое — аккумулятор капут!
На этом мои познания в немецком закончились, но важнее, что ребята точно поняли, что я отзвонился, а значит не обманывал их, во-вторых, что телефон разрядился, и неважно, что он разрядился ещё на Имеретинке :) Главное — что я согласовал с МЧС невероятный бонус для всех нас: последнюю ночёвку нашего похода мы проведём на озере Синеоком, которое вот тут, рядом, в двухстах метрах под нами!
Таким образом, к половине седьмого мы уже будем отдыхать, вместо того чтобы спускаться к озеру Кардывач.
Этот вариант немцам очень понравился. То, что завтра придётся увеличивать километраж, стартуя в Красную Поляну не от Кардывача, а от Синеокого, никого не смутило: это всё спуск, это уже нестрашно!
Озеро Синеокое...
Закат на озере Синеоком
День 7.
Отлично выспавшись на Синеоком, мы убедились, что мои вчерашние доводы были абсолютно верны. Спутники даже извинились передо мной. Ночью пошёл дождь, потом он перешёл в ливень, началась гроза…
С утра дождь не прекращался, к тому же мы были окутаны густым туманом, однако, не спустившись к озеру Кардывач вчера, мы сами себя поставили в такие условия, что уже, хочешь - не хочешь, а надо идти.
Собственно, мне-то туман и не страшен. Это наши иностранные друзья боятся, что в бестропье да при плохой видимости мы непременно заблудимся, а я-то ходил здесь не раз и не два, и на подъём, и на спуск, и в разную погоду…
Таким образом, выйдя в районе девяти утра с Синеокого в плотном тумане, мы уже через пару сотен метров в просветах рваной облачности впервые увидели озеро Кардывач!
А вскоре стало и разветриваться.
Мы вышли к озеру.
Время у нас ещё было, но немного: так, искупаться, передохнуть (колени-то на спуске выбиваются сильно…) и — в дальнейший путь!
Нам ещё непременно предстояло увидеться с пограничниками сочинского отряда, это тоже отнимет время, так что, если мы не хотим заночевать на подходе к Энгельмановым полянам, то нам нужно выдвигаться!
Сегодня, уже и в предвкушении домой, и после получения убедительных доказательств моей правоты накануне, немецкие гости со мной не спорили. К тому же дорога тут уже была и пологой, да ещё и вниз, и вполне широкой, то есть комфорт существенно выше, чем в районе Имеретинского узла. Ну, и наконец все расходились, у Барбары прошли все болезненные симптомы.
Так что мы достаточно бодро отмахали и луговины, и вошли в пихтарник.
Потом мы переправились через реку Бешенку.
Говоря спутникам, что вскоре будет ещё одна река с таким же говорящим названием — Сумасшедшая, я не стал уточнять, через сколько времени это произойдёт. Опыт, опыт…
В общем, к вечеру мы, разумеется неслабо устав, прибыли к Энгельмановым полянам, где нас уже ждал транспорт.
Мы погрузились и поехали через Красную Поляну в Сочи, откуда и начиналось наше путешествие.
Это были очень интересные дни и необычные спутники.
До новых встреч!
назад