Вершина Цахвоа 3346 м

5 дней, ~60км

Стоимость в группе: от 15000 руб

"Расширяя горизонты"

Восхождение на г.Эльбрус, 5642 м.

1 - 16 августа 2014 года

 

«Альпинизм - это всего лишь спорт

и он не стоит чьей-либо жизни» 

Анатолий Букреев, погиб под

г.Аннапурна (8091м.) в 1998 г.

 

Немого о горе:  Эльбру́с - стратовулкан на Кавказе, находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, расположен севернее Главного Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России и всего Европейского континента.
Вид из самолёта. Фото взято с открытого ресурса «Яндекс. Картинки»
Восхождение на Эльбрус

Эльбрус - двувершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная — 5621 м. Они разделены перемычкой высотой 5300 м. и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Общая площадь ледников Эльбруса около 150 км². Последнее извержение датируется 50 годом н. э. ± 50 лет.

Адаптационные возможности организма заканчиваются как раз на этих высотах. Самое высокогорное поселение в мире (крупное) находится на высоте ~5100м. – это город ЛаРинконада в Перу. Выше отметки 5200-5300 м. земная атмосфера настолько разряжена, что количество кислорода в воздухе вдвое меньше нормы – человек не может находиться там длительное время. Системы органов пищеварения, дыхания и т.д. не способны выполнять свои функции на 100%, поэтому долговременное пребывание в таких условиях сопряжено с определёнными рисками для жизни и здоровья, возможно лишь благодаря внутренним резервам организма и только при соответствующей подготовке.
Вид с северной стороны. Фото взято с открытого ресурса «Яндекс. Картинки»
 

По альпинистской классификации Эльбрус оценивается как 2А ледово-снежный, прохождение обеих вершин - 2Б. Хотя есть и более сложные маршруты (всего существует шесть категорий сложности).
Вид на южный склон горы. Фото взято с открытого ресурса «Яндекс. Картинки»
Вышеизложенная информация носит исключительно общий ознакомительный характер, более подробные сведения можно прочесть на любом интернет ресурсе.

Предисловие

Viam supervadet vadens

(Да осилит дорогу идущий)

Я не призываю к тому,  чтобы люди, прочитавшие этот рассказ, сразу хватали рюкзак, кошки с ледорубом и неслись, сломя голову, на ближайший поезд или самолёт до городов КавМинВод. Да, мы поехали без гида. Но вы не представляете, сколько было проделано организационной работы, чтобы всё получилось, так как получилось. Этот рассказ не является руководством «Как сходить на Эльбрус без проводника». Это лишь субъективное описание нашего путешествия. Вероятно, профессиональный альпинист написал бы текст в совсем ином ключе. Шутки с такими высотами могут плохо кончиться! Нам крупно повезло, но не стоит уповать только на фортуну.

На момент поездки оба участника экспедиции имели статус далеко не «чайников». У меня уже был хороший опыт организации туристических мероприятий, почти восемь лет пешеходного и около четырёх лет горного туризма за плечами, а так же два года работы гидом-проводником по юго-западному Кавказу. Костя много лет занимался лёгкой атлетикой, как следствие имел невероятную выносливость, у него уже был спортивный разряд по туризму и хорошие навыки обращения с альпинистским снаряжением.  Если вы регулярно не занимаетесь этими видами спорта (горный туризм, альпинизм) и не  отличаетесь высоким уровнем ОФП (общей физической подготовки), то не стоит ехать на Эльбрус в одиночку. Найдите команду, имеющую соответствующий опыт, овладейте всеми необходимыми навыками и не пожалейте денег на гида-проводника. Это может спасти вам жизнь.

Готовьтесь к восхождению! Самая большая сложность Эльбруса в его простоте. «Тысячи туда поднялись, и я поднимусь», так подумает новичок. Как показывает многолетняя статистика, около 90% восходителей добиваются успеха. Подобные цифры создают обманчивую иллюзию доступности, но это не выездной кемпинг – это высшая точка России, главный пик Кавказа, «крыша» Европы, пятитысячник. И всё же, прежде чем отправиться туда, задайте себе вопрос: надо ли это мне, и если надо, то зачем? Ведь каждый год на Эльбрусе в среднем гибнет около десяти человек, что составляет примерно 0,1% от общего числа восходителей. Кто-то уже никогда не вернётся с Горы, не забывайте об этом…
 

Идея поехать на ТАКУЮ гору возникла ещё давно, но всё как-то не срасталось. Сначала не хватало финансов, потом времени и экипировки. И вот год за годом, путешествуя по юго-западному Кавказу, поднимаясь на трёхтысячники, я не переставал мечтать о подобном восхождении. Эльбрус маячил на горизонте, маня к себе сверкающим белым куполом.

на фото: вид на г.Эльбрус с вершины Южного Псеашхо (3251м.)
Это была МЕЧТА – Эльбрус! Одно это слово переворачивало всё моё сознание. А раз была мечта, то в скором времени появилась и ЦЕЛЬ. Где-то за год до поездки я твёрдо решил совершить восхождение в 2014 году. «Эльбрус-2014!» - это стало жизненным лозунгом всех последующих месяцев перед поездкой. Но невозможно поехать на такую гору без опытной команды, без людей, которые бывали там раньше! За полгода до восхождения мне представилась  возможность отправиться на Эльбрус в составе опытной команды великолепных товарищей из родного города Сочи, которые уже имели достаточно большой опыт восхождений выше 5000 м.

на фото: г.Псеашхо Южный 3251м.
Шли месяцы, шла подготовка. Физическая, техническая, инвентаризационная, информационная. И все эти полгода я гнал от себя дурное предчувствие, что что-нибудь может пойти не так, и мне не останется места в команде. Теоретически я допускал возможность, что поездка в составе этой команды не удастся. И поэтому заранее старался собрать больше информации о горе: читал много статей на тему акклиматизации, отчётов о восхождении, старался максимально расспросить всех своих знакомых, кто хоть однажды был там. И, конечно, не забывал готовиться сам: регулярные выходы в горы на один-два дня, пробежки на 10-12 км., турник и брусья.

Наступило лето. Начался пиковый сезон горного туризма. Теперь, когда Эльбрус вновь открывался взору сквозь пелену облаков, я знал – уже скоро… И тут случилось то, чего я опасался, но к чему был готов: звонок от руководителя команды, в составе которой я должен был ехать. Они идут на другую гору – Казбек 5033 м., которая находится на границе с Грузией.
У меня не было ни времени, ни желания, чтобы в скоростном режиме делать загранпаспорт. Моя цель осталась неизменной — «Эльбрус-2014!». Поблагодарив руководителя за то, что он вообще согласился меня взять в команду, я приступил к самостоятельной организации выезда на Эльбрус. Сначала я пытался «сесть на хвост» другой команде, но меня не хотели брать. Аргументация была жёсткая и исчерпывающая – отсутствие достаточной уверенности в моей подготовленности к такому походу. О, как я их теперь понимаю!...

Времени оставалось чуть больше месяца, а столько всего нужно сделать! Хорошо, что у меня был большой «пакет информации» по району. Оставалось найти попутчика. Критерии, конечно, очень жёсткие: большое желание ехать, хорошая физическая и психологическая подготовка, наличие всей необходимой экипировки и многое другое. Круг поиска сомкнулся лишь на одном человеке – Константине Павленко.
На тот момент я был знаком с Костей всего полгода, но за столь непродолжительное время он успел зарекомендовать себя только с положительных сторон. Спокойный, уравновешенный, честный, отзывчивый, великолепно подготовлен как физически, так и психологически, владеет всеми необходимыми навыками для подобного восхождения и, самое главное, он полностью отдавал себе отчёт в том, на что он соглашается. В общем, куда ни глянь – одни положительные качества, за исключением, может быть, некоторой рассеянности,  свойственной многим романтикам, хотя тут я с ним могу посоперничать.

Месяц до выезда… Билеты на поезд купили заранее, чтобы определить точную дату выезда – 31 июля, рейс Адлер – Владикавказ. Теперь дело за малым – собраться и в путь! За две недели до поездки мы прошли предварительную акклиматизацию на массиве Псеашхо и,   переночевав на высоте 2600 м., совершили восхождение на гору Псеашхо Южный, выстой 3251 м.
Последняя неделя перед поездкой, наверное, самая напряжённая. Обнаруживается просто море ранее не решённых организационных вопросов. А времени остаётся совсем мало.

Итак, 31 июля. Рюкзаки собраны. Посадка на поезд. Теперь нас уже никто и ничто не остановит! Ведь мы не сказали НИКОМУ, что едем только вдвоём. По легенде мы - члены команды «опытных и квалифицированных инструкторов из Краснодара». Ну, что тут скажешь! Самая большая авантюра в нашей жизни началась!

 

Часть первая

«Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал»

Владимир Высоцкий

День первый. Заезд.

Утром 1 августа наш маленький отряд прибыл на вокзал города Минеральные воды.
Одни, в незнакомом городе…. Но это нас не пугает, мы же знаем ради чего всё это. Попытка найти прямой транспорт до посёлка Терскол (ближайший посёлок к горе Эльбрус) не увенчалась успехом. Таксисты «зарядили» нам астрономические суммы за трансферт, в связи, с чем нами принимается решение ехать на общественном транспорте, что, конечно, не так удобно, но зато в несколько раз дешевле.

И вот, мы в республике Кабардино-Балкарии, проезжаем транспортную развязку «Баксанский круг».
После того, как мы поворачиваем в ущелье реки Баксан, ехать становится гораздо интереснее - вдоль дороги стенами выстроились отроги Главного Кавказского Хребта (ГКХ).
Наш путь лежит через административный центр района - посёлок Тырныауз.
Чем ближе мы приближаемся к Терсколу, тем более угрожающе вздымаются горы вдоль дороги.
Через некоторое время мы въезжаем на территорию местного Национального парка.
Расстояние в какие-то 200 км нам пришлось преодолевать почти 10 часов с тремя пересадками. Ведь посёлок находится на высоте 2100 - 2200 м. над уровнем моря. Наконец-то добрались – Терскол!
Базироваться решили на территории палаточного лагеря «Бивуак».
Место просто прекрасное — пихтовая роща. Ни соринки, ни кочки – что ещё нужно туристу? Погода стоит великолепная.

Днём не жарче +20, а  с заходом солнца столбик термометра сбросит лишь  6 - 8 градусов. Хотя в горах погода всегда найдет, чем удивить туриста: вот палит жаркое солнце, а через час температура «рухнет» и пойдёт дождь со снегом, который через часок-другой может смениться выходом яркого светила. Так что нужно быть начеку.
 

День второй.

По плану у нас начинаются акклиматизационные выходы на окрестные вершины. Ранний подъём, завтрак и в путь – на водопад Девичьи Косы. Находится он на юго-восточном отроге Эльбруса, на высоте 2800 м. К водопаду идёт хорошо укатанная гравийная дорога.
Едва мы покидаем лесную зону, как нашему взору открываются пик Азау и гора Чегет 3770 м., на которую мы отправимся завтра.
За очередным поворотом мы видим водопад. И действительно, вода растекается по скале, словно распущенные девичьи косы с высоты около 30 м. Разве можно не искупаться здесь в жаркий августовский день?
Получив на водопаде невероятный заряд бодрости, мы решаем отправиться дальше, к расположенной неподалёку, на высоте 3100 м., обсерватории.
К сожалению, в саму обсерваторию нас не пустили, но местные сторожа советуют нам не останавливаться на достигнутом и отправиться на «Ледовую Базу», где в советское время проходили тренировки перед восхождением на Эльбрус. Ну что? Сказано – сделано! Идём на Ледовую Базу, на 3700! Дорога уже не так хороша, на машине тут не проехать.

Сотню за сотней мы набираем высоту. Теперь можно любоваться легендарным ледником «Семёрка», который залёг на горе Донгуз-Орун.
Вдалеке виднеется двуглавая гора Ушба высотой 4700 м. Она, кстати, находится в Грузии.
И вот за очередной «взлёткой» нам открылся… да, именно ОН – Эльбрус! Я, конечно, понимал, что Эльбрус - гора немалых размеров, но чтоб настолько «немалых»! Он просто огромен! Это грандиозное зрелище! Относительно нашего расположения гора возвышается ещё на 2 км ввысь.
Наконец, мы добрались до Ледовой Базы. Теперь понятно, почему это место так называется. Буквально в сотне метров от развалин бывшего здания базы лежит два ледника - Терскол и Гара-Баши.
Наслаждаемся видами, открывшейся нам панорамы, как вдруг замечаем какие-то «точки» на леднике Терскол. Это группа горовосходителей возвращается с акклиматизационного выхода, лавируя между огромными трещинами в леднике. Поверхность ледника похожа на бутылочное стекло: голубой лёд кристально чист, прозрачен на несколько метров в глубину, но он твёрд, как камень.
Перейти ледник – задача не из лёгких. Необходимо обладать рядом специальных навыков: уметь двигаться в связке, зарубаться на льду и многое другое. Пока мы ожидаем альпинистов, разглядываем происходящее на южном склоне Эльбруса – кто-то двигается вверх, вдоль скал Пастухова, кто-то - вниз с «косой полки». Процесс завораживает, и мы невольно начинаем строить догадки о том, что же именно там происходит. Так же с этой точки можно изучить расположение различных объектов относительно друг друга: станции подъемников, «Бочки», «Приют 11», скальных гряд «Приюта», скалы Пастухова, «косой полки».
Дождавшись альпинистов, получаем у них «горячую» информацию: какие температуры нас ожидают на «Приюте», есть ли вода в жидком виде и многое другое. Просим ребят сделать фото нашей «огромной» команды на фоне Главного Кавказского Хребта.
На обратном пути мы натыкаемся на небольшой островок «зелёной жизни» в бескрайнем каменном море. Какой контраст!
Спускаемся вниз.
 

День третий.

Идти в первый же день на высоту 3700 м. было не самой лучшей идеей, но сделанного не изменить. Мы получили много информации от группы альпинистов, которую повстречали на Ледовой Базе.

После вчерашнего форсированного забега мы решили немного отдохнуть, не вставать «чуть свет» и поспать на два - три часа больше обычного.  Но взошедшее солнце к 9 утра превращает нашу палатку в «крематорий», пришлось пробуждаться. Сегодня у нас программа проще – радиальный выход на гору Чегет до высоты 3400 м. «Сбросив» около сотни метров по посёлку, мы попадаем на «Поляну Чегет», откуда начинается канатно-кресельная дорога (ККД). Но он нам не нужен, так как для прохождения акклиматизации необходим физический труд, а поездка на «канатке» малость не дотягивает до этого понятия, так что идём пешком.
Начинается подъём на склон горы Чегет. На выходе из лесной зоны есть поворот к озеру Донгуз-Орун-Кёль, но оно находится в особо охраняемой пятикилометровой зоне, примыкающей к государственной границе с Грузией. Граница проходит по вершинному гребню гор Донгуз-Орун и Накра-Тау. Пропуск нужен, только если вы хотите попасть на озеро Донгуз-Орун-Кёль, ледник Шхельда или в ущелье Азау. Всё это не обязательно для восхождения и является приятным «бонусом» к акклиматизационным выходам. Без специального разрешения проход туда чреват очень неприятными последствиям. Разочарованно вздохнув, мы продолжаем подъём.
Высота уже более 3000 м., но после вчерашнего выхода на 3700 мы переносим её очень легко. Нам всё же удаётся сфотографировать «запретное» озеро. Вот оно, в правой нижней части кадра.
Во втором часу от полудня мы выходим на нужную высоту. К этому моменту всё затянуто облаками. Это неудивительно. Погода в горах часто портится после обеда. Но мы смогли разглядеть сам Чегет, до которого по вертикали оставалось ещё 300 м. чистого альпинизма.
Пока погода не испортилась окончательно, успели сделать кадр с флагом нашего спортклуба: УОВПКК «Пласт».
 

Облака сгущаются слишком быстро, в любую минуту может пойти дождь, поэтому вниз спускаемся «по-буржуйски» - на одной из самых старых канатных дорог в России.
До чего же она древняя! Даже ходить по узкому гребню с обрывистыми склонами на высоте более 3000 м. было не так страшно, как ехать на НЕЙ.
Это будет последняя ночёвка в посёлке Терскол. Первичная акклиматизация успешно пройдена, так что завтра мы выдвигаемся непосредственно на склоны Эльбруса.

День четвёртый.

Мы покидаем, приютившую нас чудесную пихтовую рощу, и отправляемся в царство вечных снегов и льдов. Но перед этим последовала обязательная регистрация в МЧС. Конечно, мы не планируем пользоваться услугами спасателей, но всё может быть – безопасность превыше всего.
Нас «посчитали», присвоили группе номер, выдали памятку с нашим номером, телефонами МЧС и правилами поведения в горах.
Мы покидаем Терскол.
Канатная дорога, которая ведёт на сам склон Эльбруса, начинается с «Поляны Азау», до которой пришлось добираться на такси ввиду полного отсутствия местного транспорта. Кассирша настояла на том, чтобы мы купили билеты туда-обратно, заверив нас, что даже через несколько дней билеты на спуск будут действительны. В кассе нам выдали красивые пластиковые карточки.
Что ж, теперь нас ожидает самое интересное – мы начинаем пожинать плоды отсутствия гида. Разумеется, главные детали маршрута были заранее очень тщательно продуманы, но уделить внимание каждой мелочи было невозможно. В связи с нашей недостаточной осведомлённостью о конкретном расположении и точных высотных отметках лагерей принимается опрометчивое решение ночевать на высоте 3450 м., возле станции канатной дороги «Мир».

Дождь идёт весь день, ночью - со снегом. Вокруг палатки постоянно ходят шумные, чем-то недовольные отдыхающие, ездит какая-то до безобразия вонючая техника, и вообще… Не хочется тратить время на дальнейшее описание этого дня, так как ничего интересного больше не произошло.

День пятый.

Просыпаемся от шума, который издаёт очередная проезжающая мимо непонятная крупногабаритная техника, начинаем готовиться к предстоящей дороге. Сворачивание лагеря под дождём - удовольствие не из приятных, но ничего не поделаешь – надо. Возвращаемся к станции: перед нами канатно-кресельная дорога «Мир — Гара-Баши». За третью очередь платим отдельно, уже наверху.
Сиденья канатной дороги одноместные, поэтому рюкзак с вещами приходится отправлять на соседнем кресле. На каждой опоре кресло страшно трясётся и подпрыгивает – того и гляди, рюкзак вывалится и улетит в тартарары. На это страшно смотреть – ведь в рюкзаке ВСЁ! К этому моменту стало ясно, что перед поездкой надо было надеть на себя шапку и пуховик, так как шевелиться для разогрева, особенно со вторым рюкзаком на коленях, неудобно и опасно. К тому же канатка периодически останавливается для того, чтобы рабочие могли принять груз, который едет  в этих же креслах. Так мы добираемся до высоты 3700 м. А в сторону «Приюта» уже стоят опорные сваи для новой очереди канатки, которая выйдет на высоту более четырёх тысяч метров! Что же дальше? До Пастуховых дотянут, и пирожки на седловине продавать будут?
Тут стало уже заметно прохладнее - ощущается близость границы снежной зоны. Охранник верхней станции канатки, увидав двух мокнущих под дождём пареньков, немедля приглашает нас в свою сторожку. До чего же здесь доброжелательные люди! Но как бы сие не было прискорбно, напившись горячего чая возле тёплой печки, нам приходится покинуть гостеприимного хозяина и отправиться  на поиски места для установки лагеря. Путь наш лежит мимо приюта «Бочки».
Принимая во внимание опыт прошлой ночёвки, мы отходим немного дальше от канатки и… ура! Дождь закончился – перед нами ледово-снежная зона. Вы даже не представляете, какое удовольствие, когда все осадки начинают снисходить на вас исключительно в твёрдом виде! Хотя за это  пришлось немного заплатить комфортом - ночью здесь температура падает, иногда, до -5.
Установив лагерь, собираем радиальные рюкзаки «на заброску», комплектуя их самым тяжёлым, то есть едой и газом. До этого места мы доехали на канатной дороге, благодаря чему на высоте 3500 - 3700 питаемся свежими овощами и фруктами, сыром и мясом, и прочими продуктами, которые дальше на своём горбу нести совершенно не хочется.

Дальнейший путь нам предстоит пройти пешком. Унести за раз около 70 кг груза на двоих не представляется возможным, поэтому мы делаем «заброску»: относим к месту второго лагеря по 10 - 12 кг груза каждый, чтобы во второй раз унести всё остальное. Или можно опуститься до уровня «матрасы на ратраке», что совершенно неспортивно.
Раньше на высоте 4050 м. располагался легендарный «Приют 11». Некоторые отчеты говорят об отметке 4200 м. – не верьте, это неправда! Там, где каждый метр на счету, такая разница критична. Построенный ещё в советские годы, 16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют» сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности. Теперь «Приютом» называется здание бывшей котельной, в котором может комфортно расположиться несколько десятков восходителей.
Переход от «Бочек» до «Приюта» занимает около часа. Каждый шаг – новый рекорд по высоте. Так приятно видеть цифру «4000» на альтиметре!
Хозяин этого заведения оказался таким же добродушным, как и охранник станции «Гара-Баши». Вероятно, тут все люди такие. Он напоил нас горячим чаем, а в процессе чаепития, рассказал много интересного об Эльбрусе. В гостеприимной компании время летело быстро, на улице уже начали сгущаться сумерки. Пора спускаться в лагерь на 3700. По прибытии мы прячем все электронные приборы внутрь спальника – на морозе они могут испортиться.

День шестой.

Оставив себе продуктов и газа лишь на сутки, у нас нет другого варианта, кроме как отправиться со всей своей поклажей в верхний лагерь. От «Бочек» к «Приюту» мы шли уже с большими рюкзаками. Хорошо, что стоит пасмурная погода, под палящими лучами солнца идти было бы гораздо труднее. Мысленно благодарим погоду. С лицами, выражающими мудрость «Кто познал жизнь, тот не спешит», медленно ползём вверх, к нашей следующей стоянке.
Тем временем туман сгущается, поэтому принимается решение – сначала разбить лагерь, и только потом забрать свою «заброску». Место нашлось просто великолепное! Недалеко от «Приюта», на высоте 4150, есть большие и ровные площадки, где можно разместить хоть роту солдат. Нам крупно повезло – несколькими часами ранее с этого места ушла группа, освободив прекрасно подготовленное место под палатку. Какая чудесная стенка! Благодаря ей ветра мы вообще не ощущаем.
Пока всё складывается очень хорошо, хотя в деталях снова ощущается отсутствие гида. На переходе «Бочки» - «Приют» мы не надели ни кошек, ни альпинистских бахил (специальные утеплённые чехлы для обуви), так как никакой технической сложности этот участок не представляет. Но вспаханный ратраками снег днём тает, так как даже на такой высоте в ясную погоду преобладают плюсовые температуры.  Из-за этого весь путь превращается в хлюпающую и чавкающую кашу, с которой не в силах справиться ни одна мембрана на ботинках. В результате чего мы получаем насквозь мокрые ноги на высоте более 4000 м. Сушить обувь негде и нечем…
Вне зависимости от погоды, нарушать каноны акклиматизации нельзя. Необходимо соблюдать правило «забирайся высоко, а спи низко». Поэтому мы утепляемся и в условиях почти нулевой видимости выходим наверх. До высоты 5080 м. регулярно ездят ратраки (снегоукаточная техника), которые оставляют после себя траншеи шириной около 20 метров. По обочинам этих траншей каждые 10-12 метров стоят красные флажки, обозначающие направление движения. Сбиться с такого пути просто невозможно. Дойдя до нижней границы скал Пастухова (4550 м.) мы понимаем, что на этом стоит остановиться. По крайней мере, сегодня. Видимость - не более 10 м.,  сильный ветер, да и время уже близится к закату. Пора спускаться обратно.

День седьмой.

                Первая ночёвка на высоте свыше 4000 м. над уровнем моря прошла отлично. Спали очень крепко, горная болезнь пока не давала о себе знать. Альпинисты из соседних палаток подсказали нам, как высушить обувь – нужно спать с ней в обнимку. Да, неприятно, но зато очень эффективно. Проверено на личном опыте. Ночью было достаточно тепло, столбик термометра сполз лишь до отметки -6 градусов по Цельсию.

Наутро Эльбрус открывается нам во всём величии! Кажется, что на вершину можно сбегать за несколько часов. Какая обманчивая иллюзия, ведь до неё полтора километра, по высоте, конечно...
На сегодня намечен акклиматизационный выход по принципу «на сколько сил хватит». Уже зная, что с мокрым снегом лучше не шутить, надеваем бахилы с кошками, и это с учётом того, что днём тут не холоднее нуля. Выходим на «акклимуху».
До отметки 4600 высота практически не ощущается, на 4700 появляется сильная одышка, идти становится очень тяжело. На высоте 4900 мы превращаемся в роботов. Шагаем «на  автомате». В подобных условиях, если вдруг сбить темп, на полминуты гарантировано ощущение удушья. Попытки восстановить дыхание, вдохнув полной грудью, тщетны. Воздуха всё равно не хватает. Вспоминая слова А.В.Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою», продолжаем движение.
Решаем сегодня, во что бы то ни стало, перевалить за отметку 5000 м. Сказано – сделано. Последняя «взлётка» окончательно истощает наши силы – скорость движения не превышает 1 км/ч. Каждый шаг даётся с невероятным трудом! Мне приходится «вытаскивать» себя с помощью рук, опираясь на палки, а Костя впервые в жизни жалеет, что не взял треккинговых палок. Как бы они ему сейчас пригодились! Спустя почти пять часов с того момента, как был покинут лагерь,  мы выходим на конец «ратрачного бульвара» - на высоту 5080 м.! Это начало «косой полки» - траверса склона Восточной вершины в сторону седловины. Дальше этого места ратрак не идёт.
Мы находимся на высоте более пяти километров! Какой вид! Под нами облачный океан, из которого снежными вершинами «торчат» высочайшие пики Главного Кавказского Хребта. Это стоило усилий затраченных на подъём. Изучая скальники, находящиеся прямо над нами, сопоставляем рекомендации по спуску с седловины с реальным расположением объектов, когда невозможно найти «косую полку» из-за плохой видимости. Слева и справа от нас залегают массивные ледники и зияют многометровые трещины.
В «кармане» для разворота ратраков удаётся сделать несколько великолепных снимков.
И снова перед нами ледник «Семёрка». Теперь мы выше него на полтора километра!
 

Ещё раз убеждаемся в наличии вертикальной зональности. При подъёме на каждую 1000 м. температура в среднем падает на 5-7 градусов. Так и есть. Когда мы выходили от «Приюта», было примерно +2. «Набрав» 900 вертикальных метров к началу «косой», температура упала до -3. К тому же дует сильный ветер. Пора начинать спуск.
Пока мы идём вниз, погода заметно улучшается и награждает нас красивыми закатными панорамами.
Особенно прекрасен вид на гору Ушба (Грузия, 4700 м.) в последних лучах догорающего солнца.
Спустившись в лагерь, понимаю, что меня «догоняют» первые признаки горной болезни или «горняшки». Костик чувствует себя отлично, а вот моё состояние совсем иное –  голова трещит, как трансформаторная будка, вдобавок открывается сильное носовое кровотечение (всё-таки организм не выдерживает таких перепадов давления), остановить которое удаётся только сосудосужающими средствами.

Последствия воздействия высоты на каждом человеке отражаются исключительно индивидуально. У кого-то болит голова, у кого-то - живот, у некоторых нет аппетита, а кому-то вообще всё равно, хотя, конечно, есть определённый, наиболее распространённый «пакет последствий».

И ведь сильно устал сегодня (всё-таки поднялись на высоту более пяти тысяч!), а заснуть просто невозможно – трансформатор в голове всё никак не хочет умолкать, к тому же добавилась повышенная нервозность. Не знаю, было ли это следствием головной боли или являлось отдельным симптомом, но я сорвался на Костю, обругав его, ни за что, на чём свет стоит. Когда пришло осознание того, что во мне говорит «горняшка», пришлось принести товарищу массу извинений. Попытки выключить эту адскую трещалку посредством аспирина и цитрамона успехом не увенчались. Ещё час мучений. Погрузиться в мир снов удалось, только приняв двойную дозу снотворного.

Продолжение следует. Часть вторая --->>>