Крымские горы, так же как и Кавказ, сформировались в Альпийскую складчатость

Горные походы по Крыму

Захотелось новых впечателний, и в этом году на майских праздниках мы совершили горный поход не по Кавказу, как обычно, а по Крыму. Предлагаем Вам небольшой рассказ об этом меропритии, дополненный нашими наблюдениями и полезной информацией для желающих совершить горный поход по Крыму.

Маршрут: Бахчисарай - Чуфут-Кале - Тепе-Кермен - Качи-Кальон - Сюреньская крепость - Большой каньон Крыма - Ай-Петри

Крымские горы, так же как и Кавказ, сформировались в Альпийскую складчатость. В третичном периоде Крымские горы являлись непосредственным продолжением Кавказского хребта, после чего отделились и превратились в самостоятельную систему. Сейчас различия между этими двумя горными ситемами достаточно велики: Кавказ намного выше, и горные походы в этом регионе отличаются гораздо большей сложностью, нежели горные походы по Крыму. В этом нам и предстояло убедиться на собственном опыте.

Для начала - полезная информация для туристов из Краснодарского края, желающих отправиться в Крым. Железнодорожного сообщения нет, так что ехать придется либо на своей машине, либо на автобусе. Мы ехали на автобусе Сочи-Ялта. Он, так же как и рейс в обратном направлении, ходит по четным числам. Отправление из Сочи: 10:00. Стоимость билета, включая паромную переправу, 1800 рублей (до Ялты).

Границу придется пересекать ночью, что не очень удобно. Необходимо быть внимательными в выборе снаряжения: у одного из наших товарищей пограничник изъял походный нож, посчитав его холодным оружием.

Наш маршрут начинался из Бахчисарая, но там автобус не останавливается. Мы купили билеты до Симферополя, а потом договорились с водителями, чтобы они высадили нас максимально близко к автостанции Бахчисарая. Конечно, мы посетили знаменитый ханский дворец, но наш рассказ не о городах, а о горном походе по Крыму.

Стоит отметить, что горные походы по Крыму имеют свою специфику. Можно выделить несколько существенных особенностей:

1. маршруты доступным без преувеличения каждому, даже абсолютно неподготовленным людям, главное - хорошо себя чувствовать

2. практически из любого места Крымских гор можно за несколько часов спуститься на трассу и уехать в любом направлении

3. любой маршрут проходит через один-два, а то и более поселков, так что нет необходимости закупать продукты сразу на весь поход

4. останавливаться на ночлег можно только на специальных туристических стоянках (на картах обозначаются ТС)

5. маршруты построены таким образом, чтобы познакомиться с природными и рукотворными достопримечательностями Крыма - пещерными городами, монастырями и другими туристическими объектами

Для нас первым таким объектом стал пещерный город Чуфут-Кале.

Город основан караимами в V-VI веках нашей эры. Прекрасно сохранились некоторые постройки, как хозяйственные, так и культовые. Пещеры, вырубленные в скалах, в основном использовались в качестве подсобных помещений. Бродить по древнему городу можно долго, но нам сегодня нужно еще добраться до первой стоянки, которая называется Сарабей. А на следующий день нас ждет еще один пещерный город - Тепе-Кермен.

От стоянки до Тепе-Кермен 20-25 минут ходьбы в горку. Город расположен на горе-останце Тепе-Кермен высотой 554 м и занимает площадь около 1 га. Город-крепость существовал с VI по XIV века. До сих пор непонятно, где местные жители брали воду - ни одного колодца на территории Тепе-Кермен не обнаружено, а немногочисленные истчоники находятся далеко внизу.

Посещение этого пещерного города бесплатно. Он примечателен не только хорошо оборудованными пещерами, но и смотровой площадкой, с которой открывается замечательный вид.

В Тепе-Кермене наша группа с удовольствием провела почти целый день. А дальше маршрут нашего горного похода вел к пещерному монастырю Качи-Кальон, расположенному в долине реки Кача.

Мужской православный монастырь действует здесь и сейчас, только живут монахи уже не в скалах. Посещение остатков пещерного монастыря бесплатно. Здесь же находится истчоник святой Анастасии, привлекающий множество паломников. Вода его считается целебной.

Конечно, поражают воображение масштабы пещерных городов. Ведь это титанический труд - выдолбить и обустроить для жизни пещеры в скалах, пусть и сложенных достаточно мягким песчаником.

После посещения Качи-Кальона мы остановились на ночевку в селе Баштановка, а на следующий день совершили небольшой перезд на автобусе в село Малое Садовое, в 1 км от которого находится еще одна достопримечательность Крыма - Сюреньская крепость.

К сожалению, в этот день испортилась погода, и у нас не получилось сделать хороших фотографий крепости и ее окрестностей. А жаль - кругозор с высоты крепости октрывается великолепный! Хотелось бы побывать там в ясную погоду...

Нас ожидала самая сложная часть горного похода по Крыму - переход по Большому каньону и подъем на Ай-Петри. Погода тем временем все портилась: дождь и туман стали нашими постоянными спутнкиами. Тем не менее мы решили идти в каньон. От села Малое Садовое нужно доехать на рейсовом автобусе до села Соколиное, а оттуда уже начинается тропа.

Большой каньон не поразил нашего воображения из-за сходства с многочисленными ущельями Сочи. До конца дня мы прошли по каньону и поднялись на плато, откуда тропа ведет уже на Ай-Петри. Однако следующий день принес еще более густой туман, и мы решили, что разумнее будет не совершать восождения, а вернуться вниз. Нелегко быо отказаться от намерений увидеть Ялту с вершины Ай-Петри, но безопасность участников горного похода все-таки важнее.
На следующий день, будучи уже в городе-герое Севастополе, мы узнали, что в тумане на Ай-Петри заблудились две группы - прибавили работы крымским спасателям. Так что наше решение, очевидно, было верным. Что ж, будет стимул приехать в Крым еще раз!
Подводя итоги, можно сказать, что горные походы по Крыму намного проще походов по Кавказу. На маршруте мы встречали много пожилых людей, детей - Крым действительно доступен всем. Поход получился также очень познавательным с краеведческой и исторической точки зрения. Мы узнали много нового об этом благодатном крае и, без сомнения, однажды вернемся в Крым!

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?