Псебай-Челипси-Крас. Поляна

5 дней, ~60км

Стоимость: по запросу

Поход в горы Сочи Красная поляна через Алоус - Ачипста - Челипси.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Через горы к морю осень 2012!

Горный поход по маршруту:

Псебай - Кордон Черноречье - Кордон Третья рота - траверс горы Армовка - плато Трю - перевал Трю - траверс горы Ятыргварта - Мастаканские поляны - перевал Мастакан - перевал Алоус - озеро Алоус - вершина горы Алоус - перевал Алоус Южный - вершина Старый Алоус - озеро Тихое - озеро Ачипста - ледник Челипси - перевал Бирюзовых озёр - вершина Челипси 3037 м - долина реки Чистой - долина реки Малая Лаба - перевал Аишха - кордон Пслух - Красная поляна Сочи

Побывать на озере Ачипста - это большая удача, а осенью, так тем более! Я был и не раз, но не осенью...Попасть туда можно либо на вертолёте, либо пешком, но откуда не иди, двое суток ходу в одну сторону, если хорошая физическая форма! Озеро труднодоступное, высокогорное и редкопосещаемое.

Соответственно, наша команда должна состоять из опытных туристов. Тем более, что мы собираемся пройти к озеру не низом, по долине реки Ачипста, а по верхам, тоесть через вершины массива Алоус, а это уже высота около 3000 метров! Если будут осадки, то это будет снег...
Итак, команда набрана, наш микроавтобус готов выдвинуться в путь! Ведь нам надо переехать на ту сторону гор, и пройти назад через горы к морю!
Выезжаем в ночь, чтоб утром быть уже на кордоне Черноречье. Пока ехали, некоторые ребята даже умудрились поспать.

В общем к 7 часам утра мы подъехали к Псебаю...
Зарегистрировались в МЧС и в милиции, так у них положено, и выехали на Газ 66 в сторону кордона Черноречье.
Спустя пару часов мы уже на кордоне. Кордон расположен на слиянии рек Уруштен и Малой Лабы.
Новый мостик через Уруштен на кордоне...
Проверка документов, пропусков. Работники заповедника уже были в курсе что мы приедем и сообщили нам, что наши лошади, которых мы взяли под рюкзаки, на кордоне Третья рота.

Переезжаем реку Уруштен
Это ещё 8 км по долине Малой Лабы. Ну что ж, едем на кордон Третья рота.
Река Малая Лаба
Подъезжаем и видим, что нас действительно ожидают лошадки.
Перезагрузка рюкзаков с машины на лошадей.

Далее следует пешая часть маршрута...
На легке идти комфортно и не трудно, у всех хорошее настроение, не смотря на то, что дорога из Сочи в Псебай не лёгкая. Траверсируем лесистые отроги горы Ятыргварта. Лошадки покорно везут наш груз.
Пока весь лес практически зелёный, золотой осенью и не пахнет...

Постепенно набираем высоту, по пути кушаем дикие груши, кстати, очень поправляли на подъёме.
И выходим на поляну под названием Седовская.
С неё уже видны горы Карачаево - Черкесии...
Продолжаем движение и выходим на следующую поляну под названием Яворная...

Пейзаж стал меняться, появились деревья с пожелтевшей листвой, запахло осенью...
Вот и первый сюрприз: попадаем из лета в осень за каких-то несколько часов!
Подходим к старому домику в урочище Вал.
Нам дальше, к новому домику! А вот и он, притаился под берёзками...

Часть группы уже перекусывает, кто-то рубит дрова, в основном те, кто ломанулся вперёд за лошадьми, и даже практически не отставали от них.

Настало время представить участников путешествия.
Пётр. Часто со мной ходит в сложные сквозные походы "Через горы к морю", хорошо разбирается в карте и GPS - навигаторах.

Денис. Так же любитель пройти по интересным заповедным местам, вынослив и уравновешен.

Дарья с мужем Дмитрием. Эта парочка зарекомендовала себя с положительной стороны: хорошо ходят, не ворчат, не убегают вперёд.

Михаил. Юрист, серьёзный парень, с хорошим чувством юмора.

Игорь. Он же крепыш, достаточно вынослив и силён.

Сергей из Москвы. КМС по альпинизму, обладает огромным опытом горных и альпинистских походов.

Алексей из Москвы. Любитель водных походов, решил опробовать себя в горах.

Тая. Девушка Петра, выносливая и осторожная, не смотря на комплекцию, довольно крепкая.

Ну и я, Юрий, проводник.
Так вот, от лошадей не отставал Сергей, Алексей и Денис. Они-то как раз уже успели поужинать к нашему приходу.
Но мы никуда не спешим, так как задача на первый день дойти до домика и отдыхать, ведь мы после дороги устали не выспались, поэтому нам необходимо восстановиться.

Теперь у нас впереди ужин, костёр и интересные беседы. После того как я рассказал план на ближайшие дни, ложимся спать довольно рано.

Утро. День второй.
Плато Трю в рассветных красках...

Ночью были звёзды, но к рассвету стали наплывать облака и погода испортилась. Завтракаем и выходим в сторону горы Ятыргварта и Плато Трю.
По сути Плато Трю или хребет Скирда - это луговой отрог горы Ятыргварты, а в месте их соединения как раз и находится перевал Трю. Ветер усилился и пошёл дождь. Одеваем дождевики и вперёд, постепенно набираем высоту и выходим на обширные луговины.
Постоянно слышим рёв оленей, у них сейчас гон. А вот и те кто ревут...
На склонах горы Ятыргварта. А задница-то белая, всё-таки олень Кавказский благородный!
Продолжаем движение и выходим на перевал Трю, делаем привал и небольшой перекус.
Показываю ребятам гору Джугу, через которую мы ходили в прошлом году...
Теперь идти стало гораздо легче, то ли от свежего горного воздуха, то ли от открывшихся панорам, кому как.
Выходим на седловину между горой Ятыргвартой и её отрогом. Здесь нам открылась большая и необъятная панорама гор и весь наш путь на ближайшие три дня.
Вдали видно озеро Ачипста, массив Челипси. Хребет Алоус со своими вершинами прямо перед нами. А внизу Мастаканские поляны и истоки реки Мастык.
Ребята разглядывают дали...
Мастаканские поляны...
Дождик кончился, но дымка и облачность осталась. Кто-то поставил здесь памятную табличку в честь защитников Кавказа.
С этого места быстро уйти не получается, да и не стоит пробегать такие обзорные точки. Хорошо, что в этом походе с нами нет Киборга и Лося, да и вообще бегунов, а то сейчас бы топали ногами по земле и постоянно спрашивали: ну скоро мы пойдём, ну что здесь смотреть, ну горы и горы, ну красиво да, ну пойдёмте, точнее побежали только быстрее дальше, куда идти, Юр, покажи нам, мы туда добежим и там вас подождём и т.д.
Мы по горам не бегаем, так что любуемся игрой облаков и горным пейзажем. Показываю ребятам наш путь через Алоус и Чилипси. Но пора продолжать движение через Мастаканские поляны к Алоусским полянам, там у нас будет вторая ночёвка (и третья...).

Спускаемся в сказочный сосновник - это лес угнетённый зимними снегами. Здесь полный хаос. Валяются огромные стволы деревьев, обгоревшие деревья, выдранные из земли деревья, сломанные пополам метровые стволы сосен, такое ощущение, что здесь была какая-то битва, как подшутил Пётр, битва демонов и ангелов.

Проходим это удивительное по красоте место и фотографируем Чилипси и Алоусы.
Здесь золотая осень в разгаре.
Москвич Алексей спросил у меня, почему деревья стали жёлтые и красные, а я ему ответил - высотная зональность. Он конечно не совсем понял, что это, но позже у него все вопросы отпали. К этому термину мы ещё вернёмся.
И вот мы спустились к Мастаканским полянам. Вот так сюрприз, новый домик из сруба прямо у леса в начале полян, с шикарным видом на Алоусы.
Как бы хорошо здесь остановиться, переждать дождь и утром выйти на тропу.
Но нет, у нас на сегодня план дойти до Алоусских полян. Поэтому пообщавшись с егерями, немного отдохнув и выпив чая, идём дальше в сторону перевала Алоус.
Миновали перевал Мастакан и подошли к пихтовому лесу, здесь тропа потерялась. Но я вспомнил, где мы в прошлый раз ныряли в лесок, когда ходили с Комаровым Дмитрием (известный в определённых кругах как фотограф и горный проводник), а так же и Владимиром Грузиновым, горного видеооператора и любителя ходить в горы по бестропью, точнее тропами диких животных. Так вот, заходить в лесок надо у одинокой берёзки, а если промазать, то можно уйти далеко вниз, так сказать в дебри и встрять там в "джопуа"...
Выходим на тропку в пихтовый лес и продолжаем путь.

А вот и Алоусские поляны!
Минуем перевал Алоус и идём к месту ночёвки в пихтарник, с видом на вершины Алоус. Погода облачная, временами идёт дождь. Ставим палатки под могучими вековыми пихтами.
Костёр, приготовление ужина, заслуженный отдых, после длинного перехода.

С вечера мы решили, что если погоды не будет, то у нас днёвка. Выспимся, отдохнём, побродим по окрестностям, если дождь прекратится. На этом и порешили...

Утро. День третий. Идёт дождь. Почти всю ночь были звёзды, а под утро затянуло и зарядил дождь. Первую половину дня, пока шёл дождь, мы провели у костра под пихтой. Место для стоянки отличное, но вода далековато. Так как в нашей группе было несколько "лосей", мы их отправляли за водой. В один из рейдов за водой Алексей из Москвы и Дмитрий встретили зубра. Точнее он пронёсся неожиданно перед ними перпендикулярно тропе, вот так награда ребятам, не зря за водой пошли! Увидеть зубра в дикой природе - большая удача! Во второй половине дня, когда дождь прекратился, мы решили слазить на отроги Ятыргварты, причём зайти на неё с Алоусских полян.

Небо затянуто, хмурое, но видимость достаточно хорошая. Поднимаемся через пихтовый лес на луговины. Открылась интересная панорама, уже знакомых гор. Вот, прямо перед нами массив Челипси и озеро Ачипста.
Видно сбросы к долине Ачипсты, довольно крутые.
Левее и ближе хребет Кочерга. А справа по курсу массив Алоус.
Поднимаемся выше, на хребет Ятыргварты. Открылась ещё более обширная панорама...
Теперь мы видим наш вчерашний путь. Вдлаи Ачишбок - пах старого козла или Воротины.
Над Джугой гремит гром и льёт дождь.

Дальние горы присыпало снежком, явно превышающие отметку 3000м над уровнем моря.
Денис любуется горным пейзажем..

Погода стала ухудшаться, видно, что дождь с Джуги идёт в нашу сторону, пора сматываться... Итак сколько увидели новых видов, разве мы могли на такое рассчитывать! А дождь ведь мог весь день поливать..Сбегаем вниз, к лагерю, а там костёр, тепло...Часть группы осталась на базе отдыхать. Вечером я ребятам объявил, что утром по любому надо перемещаться дальше, хотя бы до озера Алоус, не смотря на погоду! На этом третий день нашего путешествия подошёл к концу.

Часть вторая --->>>

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?