Псебай-Челипси-Крас. Поляна

5 дней, ~60км

Стоимость: по запросу

Маршрут через горы к морю рассчитан на опытных туристов с хорошей физической подготовкой. На маршрутах через горы к морю Вы сможете увидеть всю красоту альпийского высокогорья! Пересечь Главный Кавказский хребет, пройти через ледники, глубокие долины, дремучие и сказочные пихтовые леса, горные реки, и вершины гор.

Продолжительность похода через горы к морю в среднем занимает 5-7 дней и более. При прохождении маршрута путешественники смогут увидеть всю уникальность и многоэтажность ландшафта природы горного причерноморья. В завершении маршрута туристы выходят к теплому черному морю.

Заметки о походе Курджиново (КЧР) - Красная поляна  Сочи 2015

Маршрут:

Кордон Закан - река Имеретинка - Имеретинские водопады - Имеретинские озёра (озеро Безмолвия)- перевал Панорамный - озеро Цахвоа (Тёплое) - Имеретинский Шпиль 3200м - долина реки Цахвоа - озеро Инпси (Дамхорс) - перевал Цындышхо - озеро Кардывач - Красная Поляна.

Сергей Емельянов

Предыстория вопроса:  Начнем с того, что в данный поход я точно решил не идти по нескольким причинам:
1. Точно знал, на что иду, так же как парашютист, который уже прыгал первый раз, испытывая легкость полёта, но точно зная тяжесть падения на ноги при приземлении...
2. В горах был, любопытство удовлетворил, романтики и адреналина нахватался, "историю вопроса" познал, а фанатом гор быть не собирался. Как-то, сидя на работе за компьютером, просматривал свои прошлогодние фото похода по маршрутуТыбга - Аспидный - Уруштен, поймал себя на мысли: красота-то какая!

А ведь реально, в горах, кроме пыхтения при карабканье на кручи, особо стоять и любоваться не приходилось! И ещё одна философская мысль пришла в голову: идешь в горах, пыхтишь, терпишь, а вокруг тебя красота какая, оглянись, порадуйся ей, отвлекись от трудностей!
 Ведь и в жизни так же происходит: пыхтишь, стараешься разные мелочи переделать, а главное - красота мира и время мимо тебя проходит!
 С такими вот философскими мыслями поймал себя на том, что мой коллега по работе стоит и смотрит на фотки, глаза горят...тоже свою мечту о настоящем горном походе осуществить хочет. Опущу подробности, как он меня на поход уламывал, скажу только, что сошлись на том, что палатку тащит он, а из еды я беру только лёгкие сублиматы и никакой тушёнки!

День перед походом прошёл замечательно: точно знал, что 90% вещей с прошлого года лежат в рюкзаке, еду закупил заранее, осталось только все ещё раз перебрать и упаковать... Короче говоря, за день успел выполнить срочные задания по работе, отвезти жену с детьми к маме, порыться в гараже, настроить знакомой её компьютер, ободрать и покрасить трубу в туалете, в 12 ночи собственно сел за сборы и в 7 часов утра всё закончил! Поспав часок, взял автомобиль,заехал за другом и отправился к месту встречи нашей группы.

Первый день похода:  Местом встречи нашей группы, ядром которой и вдохновителем является наш любимый начальник фирмы: прекрасный организатор и цельная личность, являлся его домик в Новокубанске. Искренне замечу, что за 40 лет своей недолгой жизни, повидал разное начальство... и только в этом случае рабочие отношения переросли в дружеские и сохранились после смены работы. Помня прошлый печальный опыт похода с 35 килограммовым рюкзаком,уменьшил его содержимое до 20 кг., а с ревизией нашего руководителя - до 14 кг (как же я рад)! Наша группа из семи человек, слетевшись в точке отсчёта координат, оставила свои машины и пересела в два внедорожника, которые и доставили нас до поселка "Рожкао".
 Посёлок оказался тихим, уютным, ухоженным, приспособленным как для туристов-экстрималов, так и семейного отдыха.
 По этой причине мы переименовали его в "Пирожкао". В гостинице, со всеми удобствами, открывались прекрасные горные панорамы, нас вкусно покормили, на ужин в качестве адаптогена, приняли дозу "чистой энергии", и собственно говоря, еслибы не проблема достать еще ящика три "боеприпасов", большинство согласились бы здесь провести всю неделю и больше никуда не ходить...

Второй день похода:  Встали рано. Позавтракав, загрузились в бортовой полноприводный ГАЗик и отправились по горной дороге на встречу приключениям.
 Если я правильно понял, официальной целью данной поездки являлось то, что мы экономили день пути по однообразнойлесной дороге, а неофициальной - завезти нас настолько далеко, чтобы смысла возвращаться назад не было:только вперёд!Выгрузились перед входом в заповедник, надели рюкзаки и довольные отправились в гущу нетронутой природы!
 Ночевали, не раскладывая палаток, в приятной избушке.

Но с ночными жителями, которых местные называют крысо-белками, а по научному: соня-полчок. Всю ночь, считая эту территорию своей, сони рылись в наших съестных запасах, дрались за территорию, резко повизгивая, короче говоря:всячески мешали нам спать. Все попытки их испугать и прогнать с треском провалились: выяснилось, что их реакция быстрее человеческой раза в три, а зрение в отблесках лунной ночи - резче раз в пять. Смирившись - спокойно заснули.

Третий день похода:  Шли плотной группой, наслаждаясь прекрасным горным воздухом, водой и пейзажами,однако, в данной романтике были и свои "перчинки": я конечно знал, что придется карабкаться на горы, но ещё непредполагал, что так круто...
 Кроме того, когда, после обеда, на перевале нас застал сильный дождь с плотным градом, многие из нас (и я, в том числе) вспомнили про Бога и научились молится, когда ощутили, что стоишь на открытом крутом склоне, среди молний, и нужно идти вперёд, а град больно тарабанит по голове и рукам и укрыться негде... Только наш профессиональный проводник - Юрий не в чём не сомневался, весело поясняя, что "это очень хорошо, что град и дождь - идти в гору будет не жарко". Других вариантов, кроме как ему поверить, у нас не было - пошли дальше, понимая, что промокнув, вариант не замерзнуть у нас только один - не останавливаться.
 По дороге, Юрий выходил далеко вперёд, присаживаясь на большие камни и окидывая взором окрестности... Издалека казалось, что на камне сидит мифическая фигура, сливаясь темно-зеленым цветом с камнями, причем рюкзак,прикрытый походной плащ-палаткой, напоминал крылья: короче говоря - дух гор, который сидит и ждёт нашей неминуемой участи... Я попытался сделать ему комплимент, заметив, что ему только настоящих крыльев не хватает, но только цвета хаки,а то не по Фен-Шую! Когда пришли на первые озёра, желание было только одно: быстро переодеться, чтобы не замёрзнуть.
 Однако, скоро выглянуло солнышко, мы поели, поставили палатки и высушились.
Оказалось, что сюда дошли, кроме нас, две другие группы с женщинами и детьми. Настроение заметно улучшилось: даже успел искупаться в ледяной чистой воде, полюбоваться прекрасными горными пейзажами, сделать фото...
... и спокойно лёг спать.

Четвёртый день похода:  Встали рано - быстро высыпаешься, а яркое солнце заснуть ещё раз не даёт.
 Покушали, собрались, карабкались по кручам, пробирались по дебрям, скатывались на пятой точке по крутым склонам,опять намочил дождь, но без града: короче говоря - обычный полный пакет горных приключений.
 После обеда добрались до Тёплого озера.
Это был приз - после обеда и раскладывания палаток приятно было искупаться в тёплой чистой воде.
 Кроме того - тебя окружает блаженная тишина природы и полное отсутствие сотовой связи - можно забыться и отдохнуть,приведя в порядок мысли и душу. Стадо горных козлов к нам близко не подходило - они мирно паслись в пределах видимости.

Ну а наш проводник, пока мы отдыхали, успел сходить до заката на какой-то Шпиль, как потом выяснилось Имеретинский. Вот несколько фото с вершины:

На тропах часто встречали свежий зеленый помет медведей и их следы.

Пятый день похода: Сначала шли, наслаждаясь прекрасной горной панорамой и водопадами по речным руслам, потом - стали подниматься к перевалу.
 Как приятен и свеж воздух в этих местах и вкусна и живительна вода, меня поймут только те, кто там был (приглашаю)!

Поймал себя на мысли, что не боюсь высоты, поднимаясь траверсом по горным кручам (в прошлом году - это меня беспокоило). Просто понимал, что каждый шаг - это мой выбор, от которого зависит моя жизнь и безопасность: нужно сосредоточиться и не отвлекаться - работа такая. Однако, когда подошли к перевалу и начали карабкаться по сыпучке, а потом необходимо было переступить (а скорее - перепрыгнуть) с одного края обрыва на другой по узкому карнизу: понял, что ошибался - на миг стало страшно. Однако, сработавший эффект толпы и то обстоятельство, что я был в середине группы - сделали своё дело: перепрыгнул!
 На седле открылась прекрасная панорама гор и всех тех озёр, которые мы посетили и до которых не дошли.
Попив чая и сфотографировавшись - отправились вниз.
 Дорога вниз удобна тем, что не трудна для сердца и дыхания, однако муторна: долго, ноги гудят, да и постоянно нужно быть на чеку, чтобы не засыпать камнями впереди идущих.

Спускаясь к реке по крутому травяному склону понял, что лучше сдаться и сесть на пятую  точку - скользить по траве проще, быстрей и приятней.
 У реки попили чаю, отдохнули и дальше - пошли по дебрям. Слово "дебри" - очень мягкое выражение, для того пути, по которому мы шли: на расстоянии более 15 метров от проводника можно легко заблудиться. Однако, наш гид - Юрий - профессионал своего дела и романтик гор, искренне любящий свою работу, шёл, весело декларируя какой-то стих про горы, с пилою в руках, расчищая нам путь, сквозь густо заросший лес.
 Это потом, внизу, от пограничников, я узнал, что эта тропа считается заброшенной, что по ней, на памяти дежурного офицера, два года уже никто не ходил и что это, по их мнению - практически не возможно...
 Когда мы добрались до заставы - нас встретили переполошенные пограничники - не ждали они нас с этой стороны. Про пограничников хочу сказать отдельно: действовали они четко, быстро, профессионально, и, при этом - оказались искренне человечными людьми, готовыми на помощь. Иначе говоря - пограничников уважаю: теперь обязательно буду отмечать и их профессиональный праздник! Ночевали у озера - вид там красивый, искупаться можно, но сыро.

Шестой день похода: До очередного озера добирались целый день:

но, когда добрались, мы поняли, почему нам советовали добраться до него: красивое, ухоженные стоянки, прекрасные пляжи, чистая вода.
 Иначе говоря - симбиоз природы, облагороженный элементарными благами цивилизации.
 Там же встретили группу, где гидом является девушка - для мужского самолюбия хороший урок - не только брутальные мужики ходят в горах, женщины оказываются, по факту, хоть и не сильнее, но выносливее... Уходить с озера не хотелось - после ужина долго сидели у костра, накатила волна горной романтики, когда основной путь уже пройден, и уже можно немного расслабиться...

Седьмой день похода: Это день домой!

Уже чувствуешь, что чем быстрее пройдёшь путь, тем раньше окажешься в уже соскучившейся цивилизации, от которой, собственно говоря, и убегал всю эту неделю.
 Путь под горку был хоть и длинным, но не трудным.
 После кордона с пограничниками, дошли до точки, где нас ждал бортовой грузовик. Ещё два часа непередаваемой тряски в грузовике по горным дорогам, экономившей нам день пешего пути и мы - в желанной гостинице поселка Красная поляна.
 Что сказать о вечере: вечер удался! После недели жизни на сублиматах, шашлык со свежей зеленью - блюдо непередаваемое! Конечно, многие из нас, как и в прошлый год сказали: всё, этот поход точно крайний, с нас достаточно, предел прочности организма достигнут и любопытство удовлетворено! Но где-то я уже это слышал... История продолжается!

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?