Псебай-Челипси-Крас. Поляна

5 дней, ~60км

Стоимость: по запросу

Через горы к морю! Июль 2015г.
"ТРАНС-КАВКАЗ" часть вторая --->>>

Псебай - Малые Бамбаки - Сундуки - Ачишбок (Воротины , Чёртовы Ворота) - хребет Агиге - гора Дзювя - хребет Солонцовый - Бамбаки - Бамбакские озёра - река Челепсы - озеро Джуга - вершина Джуга Восточная - перевал Аспидный - хребет Аспидный  - истоки реки Грустной - озеро Грустное  - хребет Уруштен - истоки реки Китайка - гора Воробьёва -  озеро Воробьёва - вершина Воробьёва - ручей Геоморфологов - долина реки Киша - перевал ТрансКавказ - Чугушско-Ассарский хребет - перевал Чугуш Южный - вершина Чугуш 3238м - Османовы поляны - Кордон Лаура -  Красная Поляна - Сочи

После затяжного крутого спуска по траве мы нагнали нашу троицу, выходившую из лагеря раньше нас;
устроили всеобщий привал у большой лужи на хребте, что является водопоем для животных.

Ноги у Сергея были в плохом состоянии – приходилось постоянно клеить всё новые и новые пластыри, но это не сильно помогало, и боль, по-видимому, была ужасной. Татьяна тоже призналась, что идти ей очень больно. Было решено, что Татьяна и Сергей, приняв таблетки сильнодействующих обезболивающих, продолжат движение за группой в своем темпе вместе с замыкающим Никитой.
Все двинулись дальше; вскоре увидели людей на соседнем отроге горы Уруштен, по левую сторону реки Грустной - это была команда учетчиков зверей заповедника из трёх человек, под предводительством довольно известного в узких кругах треккера с ником PNL.

А впереди нас на большом снежнике паслось стадо зубров.

Они занимались своими делами: временами бегали друг за другом, ковырялись в снегу и земле, отдыхали, лежа на земле. Не доходя до скального выступа горы Уруштен, мы сходим траверсом с хребта Аспидный в направлении истоков реки Грустная; здесь среди рододендрона идет хорошо набитая зубриная тропа.

Чуть выше нас по снежникам бегают любопытные серны.

Видимость хорошая; каждый шёл в удобном для него темпе, и группа растянулась.
Подходим к истокам реки Грустной – здесь лежит огромный снежник, под которым видна вода озера. Из-под снежника вытекает мощный ручей, который и становится рекой Грустной.

 Поджидаем основную часть группы.

Время – около 13 часов. Многим захотелось в этом месте устроить обед, на что Юрий дал добро. Пообедав, начинаем подъём на крутой перевал через один из отрогов горы Уруштен. Облака сгущаются, образуя тучки. Когда основная часть группы была уже на полпути к перевалу, отстающая троица только подошла к нашему месту привала и тоже расположилась на обед.
Вылезаем на перевал – холодный ветер ударяет в лицо, капли дождя срываются из густых туч над головой; временами даже слышны раскаты грома. Необходимо дождаться замыкающего и товарищей с натертыми ногами.

Находим чистый ручеек со снежника и готовим чай, коротая время в ожидании отстающих. Временами тучи разбегаются, и нашему взору открывается вид необыкновенно красивый: среди крутых склонов лежат огромные ледники, являющиеся истоками реки Китайка, сама же река течет внизу, далеко под нами, соединяясь затем с рекой Киша.

Видим крутой гребень, на который предстоит взбираться завтра – высокий неприступный скальный гребень, отделяющий нас от поселка Красная Поляна. Мы в дичайших местах заповедника, редко посещаемых людьми!
Озера на южных склонах горы Уруштен
Наконец, показываются на перевале наши отстающие, и Юрий ведёт основную часть группы далее – траверсом по склону горы Уруштен до наиболее удобного места сброса высоты в районе реки Китайка, дабы как можно меньше продираться сквозь густые заросли криволесья.

Траверс идёт непростой – среди рододендрона, временами с глубокими оврагами, снежниками, скальными полочками. С вершины Уруштен сползают длинные языки снежников, которые ниже становятся всё новыми и новыми истоками реки Китайка.

Расстояние между основной группой и замыкающим увеличивается с каждой минутой. И вот, перед очередным гребнем, группа вынуждена дожидаться отстающих, так как за этим гребнем начинается спуск, на котором надо держаться вместе.
Все видят, что скорость движения отстающей троицы очень слабая. За спиной начинаются разговоры – кто-то переживает, что может опоздать на самолет, если группа задержится на маршруте и не выйдет в назначенный день; кто-то просто хочет двигаться вперед и ему очень неприятно просто сидеть и ждать тех, у кого растёрты ноги; и, конечно же, все высказывают свои претензии по поводу отстающих Юрию. Знаю, что ему было особенно тяжело в те минуты. Но что делать, это его непосредственная задача – принять правильное решение в ответственный момент. Наконец, сжимая зубы от боли, подходят отстающие – у них на лице тоже всё написано – они знают, что являются в данный момент обузой для группы. И Серёга, и Татьяна соглашаются с общим мнением группы – в таком медленном темпе дальше идти нельзя, с учётом всё увеличивающейся сложности маршрута и всё усугубляющимся состоянием ног пострадавших.
Остался лишь один вопрос – кто сойдет с маршрута и будет выводить пострадавших по более простому пути. Изначально перед выходом было оговорено, что в подобной ситуации именно помощник проводника Никита должен взять на себя задачу по выводу людей. Присутствуя при всех этих неприятных обсуждениях «как быть», я видел в глазах у Никиты, как сильно он хочет двигаться далее по намеченному маршруту с основной группой. В тот момент, когда в пылу обсуждения другие участники уже начали говорить Юрию: «да пойдёмте уже дальше, Никита остаётся с ними», я сообщил, что готов выводить пострадавших с маршрута. Ведь именно на такой случай и нужна была моя помощь, как дополнительного проводника. На лице у всех участников нарисовались облегчение и благодарность – наступил момент разрешения столь неприятной для всех ситуации; многие подошли и сказали мне спасибо. Было очень приятно, и в то же время слёзы подкатывали к горлу от осознания того, что за один миг мне приходится отказаться от своей давней мечты – попасть на вершину Чугуш.

А ведь это была моя третья попытка! Я, конечно же, понимал, что на запланированном маршруте самое интересное для меня заключалось именно в оставшихся четырёх днях пути – и в один момент планы кардинально меняются, я должен развернуться и пойти по тем тропам, где уже бывал не раз. Но всё равно, я считал тогда и считаю сейчас, что поступить должен был именно так. В этот момент ещё один из участников группы, Лель, у которого была немного подвёрнута ступня, посоветовавшись с Юрием, тоже решил выходить с маршрута по более простому пути. Таким образом, группа разделялась на две команды – я, Сергей, Татьяна и Лель – выходим в Красную Поляну по магистральной лошадиной тропе вверх по реке Уруштен, к перевалу Псеашхо, а остальные 13 человек двигаются далее по намеченному маршруту во главе с основным проводником Юрием и его помощником Никитой.

Попрощавшись с основной группой, мы встали лагерем из трёх палаток для ночлега на ближайшем подходящем месте. Сергей приготовил вкусный ужин на всех. Палатки стояли на склоне, и спина постоянно норовила съехать вниз по коврику. Но, упираясь ногами в выступающие камни под палаткой, мы всё же попытались заснуть.
 

* * *

Разделение группы и маршрута --->>>

Основная часть (продолжение) --->>>
Данная часть рассказа записана со слов одного из организаторов похода Юрия.

День 5

Оставив Петра и его подгруппу располагаться лагерем на склоне Уруштена, группа продолжила свой путь понижающимся траверсом, спускаясь в долину реки Китайки. С радостью и азартом была воспринята возможность наконец идти в быстром темпе: за каких-то два часа группа сумела сбросить по высоте целый километр.

Передвигаясь впереди всех, Юрий неожиданно обнаружил за хребтиком пятнистого оленя с огромными ветвистыми рогами - подобрав под себя копытца, красавец безмятежно спал на траве под березой, между снежником и отцветающими зарослями рододендрона.

Дав знак приближающейся группе вести себя тихо, Юрий принялся фотографировать просыпающегося зверя, уже выставившего наружу переднее копыто. Однако жгучее любопытство не позволило людям замереть и остаться на месте; толкаясь и перешептываясь, группа производила слишком много шума, и вспугнутый олень вскоре окончательно проснулся; спустя мгновения, грациозно развернувшись, олень был таков.

Однако на этом встречи с обитателями заповедника не закончились. Во все стороны разбегались от людей пугливые кавказские серны. Обследуя близлежащее криволесье на предмет удобной звериной тропы, группа вспугнула медведя; заметив за полсотни метров от себя людей, косолапый тут же задал стрекача.

Звериная тропка, малозаметная из-за скрывающих ее веток, вскоре обнаружилась в конце поляны; хоть и не такая удобная, как человеческие тропы, то и дело заставляя людей пригибаться, эта тропка всё же значительно упрощала задачу пересечения криволесья. Плотно поросшая пихтами долина Китайки встретила путников ближе к вечеру. Пробежав немного вперед, Никита сумел найти поблизости ручей; в девятом часу подле ручья был разбит лагерь.

Вспыхнувшее пламя костра собрало вокруг себя утомленных людей, ободрило и подняло всем настроение. С изумлением были подведены итоги сегодняшнего дня: преодолена весьма немалая часть пути – встретив утро на склоне Аспидного хребта, пройдя долинами рек Грустной и Уруштена, группа достигла долины реки Китайки, суммарно набрав и сбросив при этом по километру! Однако завтра предстоит не более легкий день: вновь придется взбираться на километр вверх, на хребет горы Воробьева, стремясь к леднику. Был озвучен и иной вариант маршрута – отправиться к месту слияния рек Киши и Китайки и начать подъем на хребет оттуда – однако прибегать к нему было крайне нежелательно из-за необходимости продираться через трехсотметровый участок труднопроходимого криволесья. Вот как емко описал эту местность исследователь Ю.В.Ефремов: «Тропы здесь только звериные. В любой момент тропа (нитевидная и не рассчитанная на двуногих прямоходящих с рюкзаками) может исчезнуть. Выше устья, в долине Китайки, лежит лавинолом, образованный зимой 1987 года – обширный участок поваленных лавиной деревьев. Упавшие деревья живописно заросли кустарником и колючими лианами. Преодолеваешь все это с тихими возгласами, вырывающимися при потере равновесия на каком-либо трупе пихты. Долина Китайки узкая, и надежды на поиски лучшей тропы, чем та, что у вас под ногами, совершенно безосновательны.
Вброд Китайку приходится переходить не менее 6 – 7 раз, а в некоторых местах, чтобы не карабкаться по склону, разумней вообще идти по реке. Участок мало-мальски проходимого пути в 30 – 40 м – уже удача» (сборник статей «Транс-Кавказ-93», Краснодар, 1994 год).
 

День 6

Поднявшись в шесть утра, через два часа группа уже выдвинулась в путь по зубриной тропе долиною Китайки и прошла таким образом около пяти километров.

Вскоре стало заметно, что ландшафт здесь претерпел изменения: случившийся относительно недавно сход селя «выкосил» деревья на склоне, открыв обзор на гору Воробьева.

Также на пути встретился крупный лавинный вынос с вытаявшими под ним туннелями.
Оставив позади толщи слежавшегося снега, группа устроила привал.
Не теряя времени даром, Юрий отправился на разведку местности, которая дала великолепный результат – поблизости нашлась-таки хорошая тропа на хребет горы Воробьева! Необходимость продираться через криволесье в районе слияния Киши и Китайки таким образом полностью отпала. Во время небольшого привала купание в долине реки Китайка!

Однако и такой вариант маршрута не был лишен своих трудностей: перейдя вброд Китайку, группа попала на очень крутую и скользкую тропку в пихтарнике (как известно, кавказские пихты в изобилии произрастают там, где в почве много влаги).

В открывшемся метров через пятьсот просвете между деревьями появились Уруштен и массив горы Воробьева.

На простершемся впереди субальпийском склоне показалась совсем другая, нежели пихты, древесная порода: тут и там угнездились терпеливые к засушливым участкам рельефа сосны.
Еще через мгновения открылась перед путниками великолепная панорама – простерлись внизу долины рек Уруштена и Китайки; да что там – отсюда, как на ладони, был виден едва ли не весь пройденный маршрут!
Хребет достигнут, многоцветие субальпийский лугов кругом, пышными белыми цветами увенчаны родореты – скальные заросли кавказского рододендрона.
Но утомленные люди то и дело ворчат – как же тут не устанешь, набрав за день целый километр по высоте? Необходимость привала становится для всех очевидной, и в качестве подходящего места был выбран видневшийся на хребте холмик со снежником.
Казалось, что он близко, но потребовалось еще около получаса, чтобы до него добраться. Натопили снега, заварили чай.
По одну сторону река Китайка
А по другую долина реки Киша...
Привал на гребне горы Воробьва
За обсуждением становится ясно, что к леднику группа сегодня не попадает, а значит, самое время позаботиться о стоянке.
Восстановив силы, траверсом прошлись к близлежащему цирку…
а на дне цирка притаилась пара небольших озер! Одно из них плотно обступил снежник, другое же, ниже по склону, с вдающимся в берег мыском, было вполне подходящим для купания.
Вот где сегодня заночуют «дрейфующие палатки»…

Палатки установлены, ужин вот-вот поспеет, припасенная чача уже приятно разбегается по крови…
Кругом носятся полчища непуганых туров и серн; волнами мечущиеся табуны копытных повышают градус веселья, воцарившегося среди группы взамен усталой ворчливости.

Тем не менее, прежде чем отправить всех спать, Юрий не забывает  поставить задачу на завтра – перевалить гору Воробьева и выбраться в долину реки Киши.
 

День 7

Гора Джемарук на рассвете 3157м
Вид из палатки на гору Воробьёву
Поднявшись в 7 утра, выкупавшись в теплой воде неглубокого озера, группа оперативно собралась и была готова выдвинуться.

Путь лежал к перевалу Снежному (2723 м, 1Б), через который сегодня предстояло пройти.
Ощетинив ботинки кошками, вооружившись ледорубами и обвязавшись веревкой, группа постепенно пробиралась наверх.
Далеко внизу остались два озерца…

Чем ближе к перевалу, тем круче подъём
Вдали видна гора Джуга, а правее Уруштен 3020м.
С перевала открылся вид на Аибги и прочертившие ее склоны канатные дороги; отсюда же всем предстал дальнейший путь,  вплоть до перевала Транс-Кавказ.

Здесь впервые за весь поход оказалась доступной мобильная связь, поэтому многим сразу же захотелось переговорить со своими друзьями и родственниками.  
Желающие – Никита, Ирина, Денис –  за полчаса совершили подъем на вершину горы Воробьева, откуда открылась весьма интересная круговая панорама: на пик Геоморфологов и Ассару
Тыбгу (3063 м), Джемарук (3157 м), Чугуш 3238м
Пик Пришвина 2782м
Таким образом, сама будучи высотой 2854 м, гора Воробьева оказывается со всех сторон окруженной трехтысячниками!

Тригопункт на вершине горы Воробьёва
Денис и Женя рассматривают обрывы долины Китайки
С перевала Воробьёва мы спугнули приличное стадо туров...
Проводники Юрий и Никита на вершине горы Воробьёва
Чугуш с вершины Воробьёва
Пик Пришвина
Чугушско-Ассарский хребет

Воссоединившись, группа начала спуск по южному склону. Всё новые виды застилали горизонт – вон верховья реки Киши, а там – Чугуш, пик Пришвина, Ассара, перевал Транс-Кавказ...
Чуть позже группа естественным образом разделилась: положившись на точное исполнение инструкции, Юрий позволил более скороходным товарищам отправиться вниз первыми, с условием ждать остальных возле виднеющегося впереди уступа.
Однако, увлеченные беспрепятственным спуском, люди убежали куда-то дальше уступа и вскоре остановились в растерянности – впереди зиял обрыв. Юрию пришлось строго отчитать найденных беглецов; было принято решение никого больше вперед не отпускать и двигаться вместе.
При продвижении в сторону ручья Геоморфологов группе удалость избежать блуждания по криволесью: помог кстати встретившийся лавинный прочес.

На спуске к ручью Геоморфологов
Отроги горы Воробьёва

Но вот незадача – прочес вывел прямиком к  глубокому каньону с бушующей водой.
Для безопасности было принято решение протянуть через каньон трос, по которому сначала были переправлены рюкзаки; затем уже веревкой воспользовались путешественники.
Ручей Геоморфологов впадает в Кишу. Вот и долина реки Киши – сегодняшняя цель достигнута!
Ниже по течению обнаружилась поляна, где трава была сплошь усеяна сухими обломками ветвей – таков результат схода лавин. Ровная земля, в дровах недостатка нет - сама природа подсказала остановиться здесь для привала.
Искупавшись, все долго сидели у большого красивого костра…
 

День 8

Заключительный день пути – но расслабляться пока рано. Сегодня всем предстоит, двигаясь по долине Киши, преодолеть ледники Чугуша и достичь перевала Транс-Кавказ (2640 м, 1Б; такое название перевал получил при проведении в 1993 году научно-спортивной экспедиции под руководством А.В.Твердого).

Следует заметить, что ледники в верховьях Киши примечательны тем, что относятся к числу самых низких на Кавказе. Исследователь Ю.В.Ефремов объясняет возможность их существования уникальным для данной местности микроклиматом, который обусловлен следующими факторами: влажный воздух со стороны Черного моря, проникая в горы через низкий перевал Псеашхо (2014 м), дает большое количества осадков в данном регионе, а глубокая и сильно затененная долина создает благоприятные условия накопления и сохранения снега (сборник статей «Транс-Кавказ-93», Краснодар, 1994 год).

Собравшись в дальнейший путь группа выдвинулась в направлении перевала Транскавказ.
Долина реки Киша

Впереди перевал Транс-Кавказ
Отроги пика Пришвина
Группа движется к истокам реки Киша
Едва приблизившись к леднику, группа оказалась окутанной непроглядным туманом.
Задача преодоления ледника сильно осложняется!
Снарядившись кошками и ледорубом, Юрий попросил всех оставаться на месте, пока сам ходил на разведку: путь непременно следовало разузнать как следует, поскольку отклонение от нитки маршрута даже на 5-7 метров здесь сулило серьезные трудности при переходе через перевал.

После предварительного изучения дороги все отправились дальше; очень крутой подъем привел группу к такому интересному объекту рельефа, как ранклюфт – иными словами, к трещине на границе ледника и скалы, которая обычно образуется на боковых частях ледника, где он близко подходит к освещенным и нагретым склонам.
Пробираясь по каменной сыпухе вдоль этой трещины, всё в таком же плотном тумане группа достигла перевала Транс-Кавказ, для преодоления которого вновь пришлось воспользоваться веревкой: вверх сначала были доставлены рюкзаки, а уже затем взобрались люди.

С перевала спустились на Османову поляну, откуда осталось лишь достичь точки, где сравнительно недавно располагалась дача Гречко.
Вскоре за нами приехал вездеход Газ-66 и спустил всех участников в Красную Поляну. На этом наш поход подошёл к завершению.
Всем спасибо за внимание, до новых встреч!!!

Вернуться к первой части --->>>

Часть третья. Разделение группы и маршрута --->>>

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?