Агепста 3256.6 м

3 дня, ~30км

Стоимость: по запросу

Агепста 3257 м — высшая точка города Сочи

И вот, наконец, наша команда добралась и до этой знаковой вершины. Обстоятельства сложились наилучшим образом, команда подобралась сплочённая и бывалая (всё-таки вершина серьёзная, и новичков туда брать не рекомендуется), да и погода установилась тёплая и солнечная – то, что надо!

Итак, день первый.

Утром с первыми лучами солнца выезжаем в Абхазию на внедорожнике УАЗ, довольно быстро проходим контрольно-пропускной пункт и едем дальше  в горы.
Примечательно, что дорога под Агепсту пролегает по очень живописным ущельям: сначала по Бзыбскому, а потом по ущелью Геги.
Наш внедорожник, свернув с асфальтированного шоссе, которое ведёт на озеро Рица, начинает подниматься по грунтовой дороге. Чем выше забираемся, тем великолепнее открываются виды...
Из-за близости к морю ущелья здесь глубокие и крутостенные, растительность лепится на диких кручах, думаешь – и как только она может там расти, удерживаясь на отвесных скалах!

Периодически делаем остановки и снимаем окрестности
А вот и красавец Гегский водопад уже...

Пока ещё туристов мало, но скоро экскурсии потянутся сюда одна за одной, поэтому мы здесь долго не задерживаемся и выдвигаемся дальше в горы, в дикие места!
Ущелье сужается, кажется, вот-вот сомкнутся его стены; как же, где мы там проедем?
Однако лазейка нашлась-таки между отвесных скал...
Вскоре долина стала более пологой, давая нам возможность разогнаться — а вокруг всё так же нависали грозные скалы. Движемся долиной реки Гега; природа кругом поразительно дика и живописна.

«В каких ирландских сагах,
В какой из рун Норвегии
Я слышал слово «Гега»?
В стихах о Миннегаге?
Из звездных звуков «Вега»?
Из дивных песен Грига?
Нет, только здесь, в излогах,
Где заговор зигзагов
Скрывает нить дороги,
Где мрачные овраги
И грозные отроги
Теснят друг друга строго»
— Ю.К.Ефремов

Ближе к подножию Агепсты дорога быстро набирает высоту; спустя два часа джипинга по грунтовой староабхазской лесовозной дороге мы на месте. Здесь начинается пешая часть маршрута. Теперь мы идём по колхидскому лесу; ещё не жарко, и временами открываются замечательные виды на абхазские горы

До места ночёвки идти недалеко, примерно 7 км с набором высоты 500 метров, что занимает примерно два часа.
Входим в пихтовый пояс высотной зональности, за которой следует зона букового и берёзового криволесья, а ещё выше — альпика, где мы обнаруживаем пастушеский балаган: здесь местные жители выпасают коров, делают сыр, мацони.
Но мы идём дальше, сегодня предстоит набрать ещё 200 метров по высоте.
Лучше мы на обратном пути заглянем к ним в гости и отведаем высокогорного абхазского сыра разных сортов!
Прямо перед нами Агепста — цель нашего похода!
А это её отроги...
Вот, впереди на полке слева мы и разобьём свой базовый лагерь на ближайшие 4 дня.
Погода начала портиться, над Агепстой гремит гром, но дождём нас пока не накрывает.
Все уже устали изрядно, и вдруг награда за испытанное напряжение – заросли душистой, спелой малины!
Настоящий малинник, Денис жадно поглощает сладкие ягоды

Получасовой привал был очень кстати, восполнили силы и подкрепились натуральной солнечной пищей!

«Продолжить движение к лагерю!» – скомандовал проводник Юрий и полез наверх...

Целый час потребовался, чтобы преодолеть небольшой «взлёт» у ручья. И вот мы вылезли на полку — отличное место для базового лагеря, прямо под вершиной Агепсты и в окружении величественных и красивых гор!
Располагаемся, ставим палатки, ужинаем, созерцаем красивый закат в горах...
Затем отходим ко сну.

День второй. Восхождение на пик Агепста — высшую точку города Сочи

Организатор поднимает всех очень рано, так как выйти необходимо на рассвете — ведь это одна из важнейших составляющих успешного восхождения. Плюс ко всему, примерно в это же время ветер донес до нас звуки выстрелов, повторившиеся с дюжину раз! Всех это немного насторожило, но инструктор пояснил, что в горах Абхазии сейчас сезон охоты, и потому охотники спозаранку занялись своим грязным промыслом.

Завтракаем, собираем необходимое снаряжение и отправляемся «вперёд и вверх, а там, ведь это наши горы, они помогут нам!» (Владимир Высоцкий).

Набор высоты сразу очень стремительный: поднимаемся по кулуару в верхний цирк, к Агепсте.
Фотографируем окрестности, радуемся всё новым и новым панорамам...
На одной из полок делаем привал, пьём талую структурированную воду, кушаем сухофрукты. И вдруг Юрий обнаруживает поблизости жменьку патронов, причём как целых, так и отстрелянных.
Ага, неужели мы идём по следам охотников?! Тогда они должны нас видеть хотя бы в бинокль. Главное, чтобы они нас не перепутали с турами или сернами! На всякий случай решили еще немного посидеть, прежде чем выдвинуться дальше. Выстрелов мы больше в этот день не слышали; скорее всего, охотники, перевалив в долину Геги или Юпшары, направились в сторону Пшегишхвы.

После привала выходим в обширный цирк, прилегающий непосредственно к вершинному взлёту горы.
Здесь открылась интересная панорама...
Вон там, за восточной частью массива, скрывается высокогорное озеро Агепста, но нам его пока не видно.
Продолжаем подъём к вершине; склон здесь уже более крутой и скалистый, кое-где и не проберешься без помощи рук...
По мере набора высоты, вместе с нами также вырастают и соседние вершины: Чёрный Пик (Сочи) и Эксо (Экспедиционный).
Обходимся пока без верёвки, лезем турьими тропами. Наша задача — выбраться на вершинный гребень, а там уже будет проще идти к цели. Начался участок сыпухи, два шага вперёд, один шаг назад, однако гребень уже близко, осталось совсем немного.

Чёрный пик 2980м

Да, непростая вершина Агепста, но так и должно быть, ведь это высшая точка города Сочи — олимпийской столицы!
И вот мы на гребне!
Какие страшные обрывы на северной стороне массива!
Ледник Хымс-Анёкё, простершийся под ногами, весь в трещинах; вблизи он мало похож на белое полотнище или шкуру, каким видится издалека.
Недаром северному маршруту на Агепсту присвоена «3Б» категория сложности, иными словами, чистый альпинизм. Чуть дальше видны долины рек Тихой и Долгой со своими истоками, лежащими под ледником.
Немного отдохнув, осмотревшись, продолжаем движение по гребню; по обеим сторонам уходят вниз страшные пропасти, суровые кручи...
Когда видишь цель, намного легче идти, силы прибывают сами собой. Уже видим тригопункт на вершине, до него рукой подать. Ещё один взлёт по сыпухе и — мы на вершине!!!

УРА!!! Высшая точка города (крыша) Сочи под нами.
Какой отсюда необъятный, грандиозный кругозор! Прекрасно просматривается весь Южный Боковой хребет: он выстроился перед нами, словно воинство скальных громад.
И мы имеем редкую возможность видеть его сейчас совсем с иной стороны, нежели все те, кто смотрит на него из Красной Поляны или с высших точек курорта «Роза Хутор»! Напротив нас — Чёрный Пик и Турьи горы...
те самые вершины, что наряду с самой пирамидой Агепсты падают отражением в зеркальную гладь озера Кардывач, когда стоишь на его западном берегу безветренным утром.
Значит, можно рассчитывать, что мы отсюда увидим озеро Кардывач. Да вот же оно, под Цындышхами в дымке притаилось

На пути к нему уютные лесистые предгорья, пологие своды долины Мзымты
А сам хребет горы Агепсты — настоящий каменный хаос с ледниками!
По другую сторону — горы Абхазии, Ах-Аг и другие...

Фото и видео на память о вершине и быстрей на спуск, пока не нахлобучило! Погода переменчива, в любой момент может и град посыпать, и туманом укрыть, тогда будет непросто спуститься с вершины.
Ледник Хымс-Анекё
Вершина горы Агепста 3257м
На вершинном гребне
Идём вниз тем же путем, что и поднимались, но по мере спуска погода вдруг улучшается, туман  рассеивается...
И мы решаем посетить озеро Агепста, искупаться в нём, снять усталость, взбодриться.
Спустя 40 минут траверса по сыпухе мы на озере...

Купаемся, отдыхаем, любуемся окружающими видами Кавказских гор.
Но время уже давно перевалило за полдень, поэтому нам пора продолжить спуск вниз, ведь мы ещё на очень большой высоте, примерно 2700 м.

Спуститься мы решаем по другому, более короткому, но в то же время и более крутому пути, чтоб заодно разведать ещё один вариант восхождения на вершину.
Вот, внизу уже и наши палатки видны, кажется, рукой подать, ан нет, часа два ещё спускаться! Но вот первые уже добрались до лагеря, а вслед за ними и оставшаяся часть группы прибыла к палаткам.
Теперь нас ждёт закат в горах, ужин и обсуждение у костра планов на завтрашний день.
А на завтра, надо отметить, планы не менее обширные. Мы посетим даже две вершины — Чёрный пик и Эксо, или Экспедиционная!

День третий

После вчерашнего восхождения на очень непростую вершину — высшую точку города Сочи Агепсту — встали мы не рано.
Выспались, восполнили силы и принялись собираться на восхождение горы Чёрный пик (пик Сочи) высотой 2980 м. Погода в этот день превосходная, ни единого облачка!
Вышли довольно поздно, около 10 утра, но сегодня и восхождение проще, и погода лучше. Уходим прямо в ущелье между пиками Чёрный и Экспедиционный.
Чем выше, тем сильнее сужается ущелье; позади нас вздымается громада Агепсты...
Делаем привал у снежника, чтоб набрать воды и подкрепиться парой шоколадок.

Далее наш путь пролегает через очень узкую и влажную расщелину.
Примерно спустя час подъёма по влажной расщелине мы уже на седловине между пиками. Выход на северную сторону седловины — просто обрыв, бескомпромиссный и скалистый отвес.
Вот и охотничья засидка прямо у седловины. Значит, здесь периодически охотятся на туров местные абхазы...
Но мы идём дальше, к вершине Чёрного пика.
 Вот как он выглядит с горы Аишха из Сочи. Очень красивый и суровый пик!
Чёрный пик осенью
Чёрный пик летом
Чёрный пик зимой

Поднимаемся по кромке обрыва, главное — не смотреть вниз, а то может и голова закружиться.
Смотреть надо под ноги и аккуратно выбирать место, куда становишься... Но вот последние метры, и мы на вершине.

Ура!!! Как долго он манил нас к себе, это грозный пик! Пришло время, и мы на его вершине, безмолвны и счастливы!
Какой обзор, какое величие! Кругом вздыбились скалистые пики, внизу зияют страшные обрывы.
Вот Агепста прямо напротив нас, на её вершине мы были ещё вчера!
Хребет Аишха, Цахвоа, Лоюбы...
Аибга, Каменный столб, за ним расположен курорт «Роза Хутор», а ещё дальше «Альпика Сервис» и «Горки Город».
Весь наш путь подъёма и место базового лагеря сейчас как на ладони.
Внизу, в долине, балаган и погранзастава

А вот абхазские горы и море видно в дымке...

Погода позволяет провести ещё какое-то время на вершине — а потому мы не торопимся, фотографируемся на память о прекрасном восхождении. Находим записку группы Дружинина, вот она...

Юра и Денис отдыхают на вершине.
А другой Юрий решил позагарать, слиться с природой, пока погода позволяет...

Через час мы выдвинулись на пик Экспедиционный; вот он прямо перед нами — немного спуска, потом траверс к вершине, без потери высоты.
Через час мы перешли на южные склоны горы, осталось пройти вершинный взлёт...

Вот и ещё одна вершина за день позволила нам посетить её.
А отсюда совсем новый ракурс! Казалось бы, две вершины рядом, а такая разница огромная! И Агепста отсюда по-иному выглядит...

И Чёрный пик...
Здесь мы долго не задерживаемся, ведь нам надо успеть ещё в лагерь спуститься и поужинать; уже завтра мы покинем горы на время и вернемся на побережье в Сочи.
«…Спустившись, мы не станем ниже,
На вид обычные, внутри же
Как бы лучась всем существом…»
— Ю.К.Ефремов

В лагерь мы вернулись ещё засветло и успели поужинать у костра, пообщались на разные темы в приятной компании, пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по палаткам.
На этом очень насыщенный впечатлениями и интересный день подошёл к концу.

День четвёртый

В этот день мы позволили себе выспаться полностью. Не спеша собрались, убрали после себя мусор, сфотографировались на память на фоне покорённых вершин и выдвинулись вниз по ручью Агепста к балагану пастухов.
Вдоль тропы попадалось много зарослей горной черники — кто набрал домой, кто просто наелся вдоволь. Осенью в горы можно идти и без еды: всегда найдётся, чем перекусить.
Вот балаган пастухов, где нас угостили брынзой и высокогорной абхазской чачей; чего ещё можно пожелать в горах!
Пообщавшись с пастухом около часа, мы поспешили в дальнейший путь, нужно прийти вовремя к заказанной машине. Немного ускоряемся, пихтовым лесом и перелесками проходим к старой лесовозной дороге, а там уже до полянки с машиной час ходу.

Грузимся в вездеходный УАЗ и возвращаемся назад по красивейшему ущелью Геги, далее движемся по трассе в сторону озера Рица и по асфальтированной дороге катим на побережье Абхазии
а далее через границу в Сочи, минуя Гагрипш и Цындрыпш.

На этом наше увлекательное путешествие закончилось.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч!!!

Юрий из Сочи 2016

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?