Псеашхо Южный 3251.5 м

3 дня, ~45км

Стоимость: по запросу

Маршрут: "Псеашхо в кольце"

Сочи - Красная Поляна - хребет Псекохо - перевал Медвежьи ворота - Карниз Бзерпи - первый приток реки Пслух - второй приток реки Пслух - перевал Строитель -  долина реки Чистой - Бирюзовые озёра - одна из вершин Челипси с отметкой 3010 м - долина Малой Лабы - перевал Аишха - Кардон Пслух - Красная Поляна.

Поход на Псеашхо в Кольце

Рассказ Алексея из Москвы, участника путешествия

После прошлогоднего похода по Аишхам к Кардывачским озёрам я безотлагательно приступил к планированию нового похода, и спустя несколько недель мы с Юрием согласовали примерно такой вот маршрут:
Балаганы под Аишхой - озеро Клумбочка - озеро Верхний Кардывач - Утаённые озёра - Юхские озёра - озеро Инпси - перевал Кардывач - озеро Синеокое - озеро Кардывач - Энгельманы.
Поход очень непростой, минимум неделя, рюкзак тяжёлый.
«Да, будет трудно, но я буду готовиться, тренироваться», - думал я.
«Да, будет трудно, но он будет готовиться, тренироваться», - думал Юрий.
Ну вы поняли. Разумеется, ничего такого не получилось.
Тогда мы экспромтом придумали новый кольцевой маршрут. Юрий сходил на Бирюзовые озёра на массиве Челипси и попросил меня написать об этом походе.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

После того, как я сделал комплимент этим красивым, судя по его фотографиям, местам, Юрий мечтательно предположил, что было бы хорошо сделать поход туда кольцевым и закончить его в западной части массива Псеашхо. Я так понял, что надо будет топать через перевал Мраморный в долину Холодной. Юрий уточнил, что для обычных туристов это крутовато, хотя кольцо получилось бы большим и красивым. А идти надо через перевал Строителей.
Вот так и придумался совсем другой маршрут:
Пер. Аишха - балаган на реке Чистой - Бирюзовые озёра - хребет Челипси - пер. Строителей - карниз Бзерпи.
Юрий собрал группу, я приехал в Адлер, и уже на следующий день мы отринули блага цивилизации и дёрнули в горы.
Ура!

День 1. 12 сентября 2010 г. Красная Поляна - Карниз Бзерпи

За мной заехали немного раньше, чем я себе представлял, в результате чего я не смог толком зарядить мобильник и вообще был сбит с ритма, что для меня не есть хорошо: я люблю, чтобы всё шло по плану.
Поэтому мы, тщательно всё спланировав и выверив, в конечном счёте пошли совсем другим маршрутом. Точнее, не совсем другим. Просто в другую сторону. И из другой стартовой точки.
В этом, слава «Олимпстрою», нам помогла природа. За Сулимовским ручьём с Аибги сошёл сель, и пробиться сквозь метровую толщу густой гадости, перегородившую дорогу, было невозможно. Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

От нечего делать выпили водку, которая там, разумеется, нашлась, несмотря на то, что мы её с собой не брали (а ведь все знают, что после водки лезть в горы - самое то!).Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Развернулись, заскочили на кордон Лаура и поехали в совсем другое место - под перевал Медвежьи Ворота.
Я, разумеется, был не в восторге от такого начала маршрута, тем более что пешая часть началась аж в 18:00. В восемь темнеет, а нам бы успеть с высоты 1700 м добраться до балагана! Никаких иллюзий по поводу того, что триста пятьдесят метров подъёма под палящим солнцем покажутся мне плёвым делом, у меня не было, но вариантов нет. В путь!Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Здравствуйте, встречные лошадки и вездесущие мошки, мягкий зелёный рододендрон и суровые серые скалы, бездонное небо над головой и километровые пропасти в шаге от тропы, влажной и скользкой от вечерней росы!
Вот уже и перевал Медвежьи Ворота.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Самих медведей нет, зато в предзакатный час мы любуемся строгими контурами Агепсты и Чугушско-Ассарского гребня.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Балаган на карнизе Бзерпи нам пока не виден, из-за чего у меня возникает ощущение, что ещё идти и идти (а ведь уже семь, и вскоре начнёт темнеть, а значит не дойдём, а значит паника!), однако опытный Юрий подсказывает: Алексей, не дрейфь, мы уже траверсируем гору Табунную Южную!

Несколько петель, пара коротких подъёмов - и вот в начале девятого мы на карнизе! Высота - около 2080 м. Виды совершенно изумительные, однако из-за моей медлительности пришли мы поздновато, и звёзды видны лучше гор. Но пока ещё всё просматривается: Красная Поляна, Аибга и Ах-Цу вдали прямо за пропастью ущелья реки Бзерпи, правее - хребет АчишхоПсеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Вершина Большая Чура 2250 м с Карниза Бзерпи
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Если же развернуться лицом к северо-востоку, то слева встаёт Перевальная Южная, на вершине которой, взобравшись однажды слишком бодро и неосторожно, Юрий упёрся носом в задницу крупного медведя и, неслабо перепугавшись, мигом дунул вниз, благо ветер был северный и виннипух его не учуял. Правее же вздымается основательный массив Западного Псеашхо, по южному склону которого пройдёт наша завтрашняя дорога.
Солнце садится и нам удаётся сделать ещё несколько закатных снимков с Карниза Бзерпи.

В балагане шумно и весело: туристы отдыхают после утомительных дневных переходов (чтоб не сказать - бухают). Рядом стоят три палатки. Юрий вступает в переговоры относительно того, кто будет ночевать в домике, и выходит из них победителем: домик - наш! Авторитет, фиг ли...

Разогрели еды, сытно покушали, осторожно отбрехиваясь от настойчивых предложений выпивки, то и дело поступающих от других путников, идущих по более простым маршрутам или вовсе уже возвращающихся вниз, и вскоре улеглись спать.

День 2. 13 сентября 2010 г. Бзерпинский Карниз (Карниз Бзерпи) - долина реки Пслух - 1-й приток реки Пслух - 2-й приток реки Пслух

Рассвет над Бзерпи выдался вовсе не таким роскошным, как закат. Виной тому невесть откуда наползшие облака, из которых с пяти утра что-то капало. Дождь сопровождался периодическими раскатами грома и далёкими молниями. Особенно необычна была одна молния, которая четыре раза за две минуты ударила в одно и то же место на Ачишхо, словно кто-то затейливый сверху старательно нажимал на кнопку повтора и искал десять отличий.

Стихия стихией, а у нас вообще-то были планы в этот день дойти до места ночёвки под перевалом Строителей, с южной его стороны. Однако просветлевать начало только в полдень, что резко сократило наши возможности. Таким образом, с карниза мы вышли во втором часу дня, и в районе четырёх встали лагерем не под перевалом, на ригеле (его высота 2650м), а ещё ниже, на высоте примерно 2200-2250 м, в среднем течении второго притока Пслуха.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

В общем-то, анализируя сейчас прошедшие дни, я понимаю, что вполне мог бы пройти и подальше, но после шести часов утренней расслабухи я был совсем не в тонусе, итогом чего и стала затрата на несложный переход двух часов. А так - вышли бы на полчаса пораньше, я бы шёл на полчаса побыстрее, и мы сделали бы привал в 14:30 - 15:00, после чего наверняка дошлёпали бы до стоянки под перевалом.
В то же время внутри меня постоянно бушуют страсти относительно неразрешимого противоречия: с одной стороны, следует побыстрее осиливать запланированную на день часть пути, с другой стороны - ведь вокруг такие красоты! Только и щёлкай затвором фотоаппарата и видеокамеры. Да что там щёлкай - просто смотри по сторонам и наслаждайся! Но нет - «Алексей, нельзя остывать, давай дальше!».
Ну, дальше так дальше. Потом смотрю фотки - а там-то я ничего и не заснял...

Да и дальше не прошли: к моменту перехода через первый приток Пслуха из долины Псеашхо в нашу сторону начал медленно выдвигаться кучерявый туман, и, дойдя до второго притока, мы только и могли, что расставить палатки. Пошёл дождик.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Он не был очень затяжным, до половины шестого всё закончилось и ребята отправились пастись в зарослях альпийской черники.
Кстати, со спутниками мне вновь повезло. Помимо Юрия, тяготы и радости маршрута со мной опять разделил знакомый по прошлогоднему походу Костя, а так же Михаил и Ксения. Что Касается Кости и Юрия, то оба, памятуя о моих выдающихся физических способностях, шли в более прогулочном темпе, чем год назад, особенно это касалось Кости, который, кажется, с первых метров не напрягался. Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Михаил, он хоть и на несколько лет постарше, но отлично готов и, опять же, как и Костя, при желании вполне может держать существенно более высокий темп.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Ксюша, девушка настолько бодрая, что, когда мы её (особенно в середине и в конце маршрута) спрашивали, зачем она последние полчаса неслась как угорелая, оставив всех далеко позади (я вообще не в счёт), она скромно отвечала, что так устала, что так ноги отваливаются, что хотелось побыстрее дойти до привала.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Так и ставятся мировые рекорды в беговых дисциплинах: «Я хотел лечь спать пораньше».
В общем, природа позволила ребятам покушать чернику, и с семи вечера небо вновь начало хмуриться, а к ночи уже лил дождь.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Относительно перевала Строителей начали закрадываться смутные подозрения.

День 3. 14 сентября 2010 г. Второй приток реки Пслух - ригель под перевалом Строителей

В день рождения действующего президента России облака над Главным Кавказским хребтом никто разгонять не стал, и настроение наше при взгляде на перевал становилось с каждым часом всё хуже. Проблема была в том, что перевалить на северную сторону в любом случае надо, иначе нам одна дорога - обратно, и ничего из запланированного мы не увидим. В то же время подниматься под дождём и в тумане - это уже не поход, а чёрт знает что.
Сахарный Псеашхо в тумане, Западный - в тумане, узловое плечо Южного - в тумане, через перевал то туда, то сюда накатывают рваные клочья, и только северный склон Бзерпи чист, но это скорее не склон, а обрывистая стена, и делать там нам нечего.
Но мы приняли решение: как только случится просвет, немедленно снимемся и рванём хотя бы до стоянки под перевалом, а там будь что будет.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

К двум часам дня такая возможность представилась, и в пол-третьего мы пошли вверх. За два часа набрали четыреста пятьдесят метров, что для меня явилось очень хорошим показателем (я меньше чем на три часа не рассчитывал).Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Я пыхтел и полз, сильно отставал, ребята часто ждали меня, не забывая шарить по кустикам черники. Они бы дошли раза в полтора быстрее.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

И вот мы вновь в палатке, высота 2650 м, снаружи - дождь.
План на завтра однозначный: несмотря на погоду, перевалить и дойти хотя бы до нижнего края ледника Псеашхо (примерно 2300-2400 м).

День 4. 15 сентября 2010 г. Перевал Строителей - ледник Псеашхо - долина реки Чистой

Погода получше. Солнца, конечно, нет, облачность сильная, но хотя бы ни дождя, ни тумана. Это хорошо.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Вышли вскоре после половины одиннадцатого, и к половине двенадцатого были уже на перевале, на высоте 2815 м!Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Это явилось для меня самой высокой точкой похода.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Поскольку погода была (приемлемой), то решили, не мешкая, спускаться.

Разве что заскочили к безымянному ледниковому озеру под перевалом, где Юрий и Костя не смогли отказать себе в удовольствии искупнуться.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Озеро у ледника Псеашхо, температура воды 1,5 градуса.
 Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

После этой непродолжительной паузы начался затяжной спуск по леднику Псеашхо, местами заваленному камнями, обильно падающими в долину с окружающих крутостенных массивов Псеашхо и Игольчатого. Нас окружают сразу шесть трёхтысячников! Надо смотреть под ноги, а хочется - по сторонам!

Красота неописуемая, просто с ума можно сойти. Суровые-суровые скалы, те самые, от вида на которые с зелёных склонов Аишхи меня в прошлом году пробирала лёгкая дрожь, те самые, ради которых я и захотел в этот поход, - вот они, во всём своём устрашающем великолепии!

Это не просто пологие стены, заканчивающиеся вершинами, это многочисленные зубцы, раздирающие туман на части, на мелкие облачка, что создаёт ощущение, словно это не туман окутывает массив, а каждый его камень, каждый выступ, каждая зазубрина - дышит.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Два желания: разинув рот стоять и целую вечность смотреть на эту страшную сказку; и смываться отсюда куда глаза гледят...Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

И ведь так оно и есть!

Но нам ниже, много ниже, желательно вообще спуститься к домику заповедника на реке Чистой, что на высоте порядка 1900 м.  А потому, коль скоро погодные условия приемлемы, идём дальше.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Долина реки Чистой, вытекающей из ледника Псеашхо.
 Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Вскоре после окончания ледника подходим к месту, где ребята почему-то советуют мне убрать трекинговые палки.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Чувствуя дискомфорт (без палок до того я не прошёл и метра), повинуюсь и понимаю, что сейчас меня ждёт какое-то испытание. Зачем убрать? Они будут мешать. Оказалось, что дальше идёт значительная потеря высоты под большим уклоном при отсутствии тропы, и передвигаться можно только цепляясь всеми четырьмя опорными точками за всё, что хоть как-то выступает.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Где-то это неровный камень, где-то кусты рододендрона... В одном месте так и пришлось висеть на его стеблях, перебирая руками и ногами: под ногой ступенек не было, и пришлось руками, вися на рододе, передвигаться влево несколько метров до точки, где есть куда поставить ногу.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

В моих глазах явственно читался ужас, и Юрий терпеливо давал мне советы буквально на каждом метре этого пути.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

При этом сам Юрий не только весь путь прошёл без палок, он ещё и тащил в руках объёмную видеокамеру и штатив, то есть ему-то цепляться было вовсе нечем! Как он это делает?Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

А Миша на том куске кувыркнулся. Мы все жутко перепугались, хорошо что лететь некуда было, проводник чётко выбрал безопасную турью тропку! Но за эту секунду у каждого в голове пронеслись какие-то свои мысли. «Что делать?» «А вдруг...?» «А я-то фотик только что убрал...». Я же осознал, что мне этот отрезок, где только что попал в совсем неприятную ситуацию мой спутник, куда более опытный, - мне это ещё только предстоит!Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

К счастью, Михаил успел как-то сгруппироваться и чем-то за что-то зацепиться. Всё в порядке, и слава Богу. Ну, и я вслед за ним прошёл и ничего. Просто надо быть внимательней и осторожней особенно на спусках! Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Так, с весельем и шутками, мы к пяти вечера дошли до балагана, а там - река Чистая, купание, костёр, отдых, еда, после непростого перехода вдвойне вкусная!

День 5. 16 сентября 2010 г. Долина реки Чистой - Бирюзовые озёра - вершина Челипси 3010м

Накануне вечером, отдыхая у костра, я поднял тост за природу, волею которой наш маршрут вынужденно развернулся в противоположную сторону. В самом деле, зная себя, я отчётливо представлял, что, если бы мне и удалось преодолеть мучительный подъём в гору на руках и рододендроне, то это настолько выбило бы меня из колеи, что есть серьёзные сомнения в том, что мне удалось бы после этого подняться на шестьсот метров по леднику Псеашхо и перевалить на южную сторону.
Позже я убедился, что мы пошли действительно оптимальным путём. А 16 сентября мы пошли в «радиалку» к Бирюзовым озёрам.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Если обратить внимание на то, что больше озёр на нашем пути предусмотрено не было (если не считать, того, безымянного ледникового на северном склоне перевала Строителей), то в какой-то степени этот день был кульминацией всего похода.Бирюзовые озёра - Аишха

Для меня, желавшего туда попасть не столько в силу нестерпимой тяги, сколько чтобы побывать и там тоже, всё это не имело никакого значения. Однако почему бы и нет, сходим налегке!Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

И вот в девять утра (в первый погожий день!) мы вышли на тропу.
Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Тропой это можно назвать весьма условно ввиду её практически полного отсутствия, зато пронёсшиеся несколько дней назад смерчи, мстя человеку за его хозяйственную деятельность, «протоптали» ряд новых русел и каменных завалов, карабкаться по которым полегче, чем по свежей влажной траве с большим уклоном.

Михаил, впрочем, после вчерашнего происшествия со счастливым концом вошёл во вкус и полез самостоятельно, «в лоб», за что вскоре поплатился я, пойдя следом за ним. Пробить ступеньки в мягкой почве не удавалось, палки в ней тоже не держали, а зелень была куда более хлипкой, нежели мускулистый рододендрон, и вот уже настал мой звёздный час: я с криком качусь вниз по склону!!!
По счастью, через несколько метров уклон уменьшился и моё «качение свободного падения» прекратилось: удалось за что-то зацепиться. Я отделался серьёзным испугом, порванными дождевыми брюками (благодаря им основные походные не пострадали!), мощным синяком на пол-задницы (а половина моей задницы - это немало) и уже традиционно сбитым ритмом, из-за чего дальше скорее полз, чем шёл. Тем не менее, за два с половиной часа (и с учётом почти получаса моей «динамы» во время и после инцидента) мы набрали шестьсот пятьдесят метров (есть мой новый рекорд!), и до полудня вышли к озёрам.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Что же ждало нас там, в цирках массива Челипси? Да казалось бы ничего необычного: всё те же несколько крупных Бирюзовых озёр и несколько мелких, скорее луж. Но!Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Природа не терпит пустоты. И если где-то человек созидает, возводя красивые спортивные комплексы и подводя к ним удобные канатные дороги, то вот вам пожалуйста: в Бирюзовые озёра сошло несколько селей, ввиду чего цветом они не блистали, и не оправдали своё название (особенно верхние), купаться в них у меня желания не возникло.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха
А вот озёра до схода в их грязевого селя...

Верхние Бирюзовые озёра

Ксюша и Костя решили пособирать альпийской черники и вернуться в балаган, я остался на озёрах - просто посидеть и подышать, - а неугомонные Юрий и Михаил попёрлись на хребет Челипси.Псеашхо - перевал Строителей - Бирюзовые озёра - Аишха

Их целью было подняться на трёхтысячник, и цели своей они добились, набрав ещё около пятисот метров и покорив высоту 3010 м.

Долина реки Челипси

На вершине с отметкой 3010 м над Бирюзовыми озёрами.
Пик Челипси

На пике Челипси 3010м, на заднем плане пик Цахвоа 3346м - высшая точка Краснодарского Края и всего Кавказского заповедника!Пик Челипси

Озёра массива Челипси с вершины 3010м
Бирюзовые озёра после селя

Но пора возврвщаться в базовый лагерь...
На Челипси

До новыхвстреч, Бирюзовые озёра!!!
Бирюзовые озёра

Вернулись в домик мы к семи, не так уж и намного позже Ксю и Кости, основательно подсевших на чернику, и вновь вечером у нас был повод поднять тост.
К тому же, следующий день - день нашего возвращения, следующая ночь - дома.

День 6. 17 сентября 2010 г. Долина реки Чистой - Малая - Лаба - перевал Аишхо - кордон Пслух - Роза-Хутор

А утро - на небе ни облачка, небо синее-синее! Быстрее фотографировать!!!
Вздымающиеся над домиком заповедника вершины массивов Скалистой, Игольчатого и Псеашхо смотрятся ничуть не менее грозно.

Пик Игольчатый слева и Массив Псеашхо справа.
Пик Игольчатый

Но какие же они красивые, и в безоблачную погоду мне виден каждый снежник, каждый ледничок под вершиной, в нескольких километрах - вырывающийся прямо из чрева Псеашхо мощный водопад.Долина реки Чистой

Немного левее виден и тот «маленький» водопад, вдоль которого мы спускались на руках... Рядом с ними - перевал Мраморный, который ведёт в долину реки Холодной. Боже, это же просто стена! Правильно Юрий сказал мне, что Мраморный только для подготовленных «бойцов», ломиться туда с рюкзаком - дело действительно непростое.
Долина реки Чистой

Но вот уже Юрий поторапливает: путь нам предстоит неблизкий. Следует вдоль Чистой дойти до места её впадения в Малую Лабу (спуск с 1900 примерно до 1720 м)Река Чистая

Затем уже по долине Малой Лабы подниматься в сторону перевала Аишха (2401 м), и за перевалом, у домика заповедника на высоте около 2000 м нас будет ждать джип-проходимец. Вернее, это мы будем его ждать, пройдя перевал и позвонив, как только поймается сигнал сотовой сети.
Этот день мне так и запомнился как бесконечная тропа. Долго, нудно, причём первые часы после выхода к Малой Лабе набора высоты практически нет, что порождает смятение, насколько крут будет этот набор в конце.
Каменный хаос между массивом Псеашхо и Скалистым
Алексей

Даже перейти Чистую оказалось делом непростым: недавние смерчи знают своё дело туго, и в местах, где раньше можно было пройти по камням вдоль берега, теперь мощно течёт сменившая своё русло река.
Пришлось сколько-то метров проламываться через криволесье, что никак не может быть признано удовольствием. Собственно, русло сменила и Малая Лаба, местами текущая по противоположному борту своей долины, а кое-где на сотни метров уходя под землю (точнее, под камни).

Впадающая в неё река Мутная, не изменив своего названия и цвета, недавно вынесла со склонов Игольчатого такое количество камней, что обходили её мы, наверное, с полчаса. Зато не пришлось форсировать прямо по руслу - удалось по камням (а раньше, насколько я понимаю, Мутная проходилась именно вброд).
Река Мутная

В долине Малой Лабы, на заднем плане массив Челипси
В долине Малой Лабы

В пять вечера мы вышли на поляну у первого серьёзного левого притока Малой Лабы, последнее место привала перед основным подъёмом, на высоте порядка 2050 м. В долине Малой Лабы

Водопад на подъёме к перевалу Аишха
Водопад на Малой Лабе

Я продолжал мандражировать по поводу того, что такими темпами набора высоты мы к ночи не дойдём и до перевала, однако хороший привал с чаем, купание и просто отдых - и вот, выйдя в 17:47, мы в 19:05 уже на перевале! Есть набор 350 метров за час-пятнадцать - явный рекорд для меня!!! Следует заметить и то, что последние метров сто - очень-очень-очень пологий подъём, растянувшийся километра на два ходьбы, так что реальная скорость подъёма была ещё выше.
Вершина Челипси с перевала Аишха
Вершина Челипси

Несколько минут постояв на перевале, мы продолжили движение, и около восьми были уже у начала автомобильной дороги (впрочем, с моей точки зрения автодорогой это ну никак не является, это просто заваленная камнями разных размеров широкая тропа).
Перевал Аишха

Юрий сообщил, что машина не сможет прорваться через закрытый шлагбаум заповедника на Лабёнке, а значит, пока она к нам едет, нам самим следует сброситься до шлагбаума, а это где-то 1650 м над уровнем моря. Так мы и сделали, и ближе к девяти, уже в темноте (спускались с налобными фонариками) были у шлагбаума, отдыхали и делились впечатлениями.

В общем-то, все к концу похода устали. У Миши и Кости были мозоли на ногах, Ксюша, как выше было замечено, также основательно натёрла себе ноги, и хоть и передвигалась очевидно быстрее всех, однако уверяла, что это именно для того, чтобы обеспечить себе привалы подольше. Да и вообще для женского организма шесть дней по скалам с рюкзаком - в разы более серьёзная нагрузка, чем для мужиков. А она шла, и шла отлично!Ксения

Юрий - отдельная песня. Все дни он таскал на себе лишний десяток килограммов фото- и видеоаппаратуры, временами намного обгоняя группу, чтобы сделать панорамные кадры или снять прохождение участка на видео, а временами, напротив, отставая от нас ради хорошего кадра, и неизменно догонял, перегонял, помогал с выбором правильных троп.
Юрий

Но, конечно, и он не железный: последний подъём на перевал Аишха, когда он шёл в паре со мной - у меня создалось впечатление, что он уже и сам не прочь втянуться в мой небыстрый темп и лучше идти помедленнее, а не просто ради того, чтобы морально поддерживать меня. Ведь спешить-то уже некуда, можно и дать организму немножко отдыха!

И вот тут-то следует ещё раз воздать хвалу природе, которая развернула наш маршрут в обратную сторону. Представляю себе, как бы всё могло сложиться, если бы мы в первый день, выехав в 14 часов из Красной поляны в начале четвёртого прорвались к хребту Аишха, и увидели закрытый шлагбаум на Лабёнке! Это означало бы, что нам следует к вечеру набрать не 400 метров от домика заповедника до перевала Аишха, а все 800! И - с полными рюкзаками! И что, ночлег прямо на перевале, под всеми ветрами?

О себе могу сказать, что, с собственной субъективной точки зрения к середине и концу маршрута я несколько расходился. Алексей

Если бы не неприятные срывы, которые действовали на меня очень угнетающе и по какой-то необъяснимой причине резко снижали мою работоспособность на оставшемся отрезке, то всё было бы ещё лучше. Да, вполне можно было бы дойти до балагана на Чистой не на четвёртый, а как максимум на третий день. Это дало бы нам возможность сходить на Бирюзовые озёра не радиально налегке, а с рюкзаками на ночёвку, а это были бы и закатные, и рассветные кадры озёр и окружающих ландшафтов, это была бы и утренняя вылазка всей группы на трёхтысячник в спокойном ритме, не спеша.
Но... Я ни о чём не жалею! Ни о лишней ночёвке под Строителем при нулевой температуре, ни о грязных озёрах, ни о днях непогоды. Я получил те эмоции, на которые рассчитывал. Я увидел хребты, которые издали кажутся мягкими, плюшевыми, а встанешь с ними рядом - и обжигаешься холодным ветром с ледников. С прошлогодним походом этот маршрут вообще не сравним ни по каким критериям: по сложности - конечно же, здесь гораздо круче, каждый день подъёмы, и тропы явно менее пологие; по видам - аишхинско-кардывачский маршрут показывает все красоты, какие только можно придумать на горных озёрах, но здесь постоянно рядом со мной та дремучая грозная силища по имени Горы, которая на Клумбочке и кардывачских озёрах скромно отступает на второй план.
В прошлом году я впервые по-настоящему увидел горы.
Теперь я видел горы совсем по-другому. Я их почувствовал другими. Я их почти потрогал.
И, уверен, кроме этих двух измерений существуют и другие. Но это - дело следующих походов, с мечтой о которых я и буду жить дальше.

"Иглою ввысь, зловещею и острой, взметнулся пик, пронзая небеса.
Нас сказки убеждают в чудесах, а здесь всё наяву, здесь всё серьёзно.
Здесь камень присыпает толщи льда, и путь совсем не кажется опасным,
но чертит себе путь лавинной трассой стихия, и не скрыться никуда.
Здесь за подъёмом следует подъём, а след тропинки прорезает пропасть,
зато здесь смерчи выстилают тропы туда, где изумрудный водоём.
Здесь тяжелей дышать, но воздух свеж, и хочется надолго здесь остаться.
Я снова буду в горы возвращаться - в дремучий край загадок и надежд."

Алексей, 19-22.09.2010, Адлер

Заказ похода

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Вопросы, Комментарии, Дополнительно
Когда вы планируете приехать в Сочи?